Каждый месяц через ТИС проходит более десятка судов с импортом и экспортом самых различных товаров — от железной руды до продуктов питания. За правильную и эффективную погрузку и отгрузку в порту отвечает стивидор. За планирование всех погрузочно-разгрузочных работ ТИСа несут ответственность старшие стивидоры компании Александр Макаров, Алексей Дудко и Аркадий Яценко.
С первого взгляда может показаться, что выгрузить или погрузить груз в трюм достаточно легко, но это не так. Стивидор должен обладать аналитическим складом ума, а чтобы получить эту должность, придется окончить морской университет по соответствующей специальности и, что немаловажно, зарекомендовать себя грамотным специалистом.
Аркадий Яценко работает на ТИСе сравнительно недавно, всего три года, но уже стал старшим стивидором на контейнерном терминале. Свою работу сравнивает с игрой в специфические кубики.
Аркадий Яценко, старший стивидор
Представьте, что у вас есть 20 кубиков: у каждого свой цвет и вес, каждый наполнен жидкостью, песком или продуктами. Как правильно разложить эти кубики? Ты должен понимать, что нельзя опасный груз ставить рядом с продуктами или ставить рефрижератор, если нет подключения. А представьте контейнеровоз, в котором 2 тыс. таких кубиков.
С Аркадием соглашается Алексей Дудко, правда, он свою работу сравнивает с игрой в тетрис.
Алексей Дудко, старший стивидор
Тебе нужно продумать, как правильно разложить контейнеры, чтобы и нам было удобно загрузить, и потом кому-то было удобно разгрузить.
Самой сложной является погрузка генеральных грузов, на ней старшим стивидором с 40-летним стажем работает Александр Макаров. Не умаляя забот и проблем с другими видами грузов, он считает, что стивидор генеральных грузов — это своеобразная элита, ведь здесь необходим колоссальный опыт и знания.
Александр Макаров, старший стивидор
Если судно-контейнеровоз, то взял/поставил ящик, с навалочными грузами примерно также, а вот с генеральными сложнее. Нужно знать характеристики груза, его длину, сечение, удельный объем, чтобы адаптировать все это под определенное судно, ведь одно не похоже на другое. Особенно сложно с концевыми трюмами. Если сложить руки лодочкой, то примерно так выглядит концевой трюм. Чтобы погрузить такое судно, необходим огромнейший профессиональный и жизненный опыт.
Кроме характеристик грузов стивидор получает также инструкцию от отправителей по необходимым грузовым работам на судне. Было бы намного проще, если бы судно просто загружалось в пункте А и шло без остановок в пункт Б, но обычно суда заходят сразу в несколько портов, и в каждом из них также есть погрузка и отгрузка, еще и для нескольких конечных получателей. Поэтому старший стивидор должен учитывать кроме всех технических параметров еще и ротацию портов, лотов и порядок отгрузки.
Александр Макаров, старший стивидор
У нас есть план от представителя грузоотправителя, сколько получателей, сколько внутри каждого получателя коносаментных партий, сколько внутри лотов и портов. Это все нужно учитывать при раскладке по трюмам с учетом конструктивных особенностей судов, требований капитана, мореходности и остойчивости судна.
Простой или ошибка выливается в немалые финансовые траты.
Алексей Дудко, старший стивидор
Если кто-то что-то перепутал, то нам, чтобы правильно поставить свои контейнеры, приходиться перегружать чужие. Это все время и деньги. Мы выдвигаем счет на линию, и она уже разбирается с теми, кто неправильно погрузил.
Аркадий Яценко, старший стивидор
Один капитан идет навстречу, другой, наоборот, вставляет палки в колеса: это мой корабль и все. Ты начинаешь вести дискуссию, показываешь расчеты, доказываешь, что вот так грузить можно, а так нельзя.
Практически всегда удается прийти к общему знаменателю, добавляет Алексей Дудко, но приходится применять индивидуальный подход.
Алексей Дудко, старший стивидор
Каждая погрузка всегда нестандартная, к каждому судну нужно подходить по-своему, здесь нельзя работать по шаблону. Бывают проблемы, но все они решаются!
По материалам газеты “Наш ТIS‟ № 8 от июля 2020 года.