Проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и свалок остро стоят в Южненской и Коблевской громадах. Ранее эти объединенные территориальные громады подписали меморандум о сотрудничестве в данной сфере.
Чиновники запланировали установку линий сортировки мусора возле полигона твердых бытовых отходов, который сегодня существует на территории села Луговое и принадлежит Березанскому коммунальному предприятию ДОЗ “Причерноморье‟. После сортировки мусора на полигоне будет подниматься вопрос строительства мусороперерабатывающего завода.
Предусматривается технологический цикл очистки выбросов в воздух, чтобы не способствовать загрязнению окружающей среды и населенных пунктов вблизи. Расстояние от мусороперерабатывающего завода до села Луговое составит около 2 километров, а, согласно государственным нормам, такое расстояние должно быть не менее одного километра.
Но жители села Луговое все равно насторожены и предполагают, что отходы будут привозить из многих населенных пунктов. Поэтому появляются вопросы относительно экологии и дорог, ведь сейчас в Луговом дороги находятся далеко не в лучшем состоянии.
В то же время свалку в нынешнем ее состоянии оставлять нельзя: периодически здесь происходят огромные пожары. Также существует и другая проблема — во время неблагоприятных погодных условий мусор разлетается по всему селу и соседних лесополосах.
Примером успешного решения такой проблемы может послужить Швеция — она за несколько десятилетий стала государством с наименьшим в мире объемом мусора на свалках. Теперь 99% бытовых отходов превратились из токсичной проблемы в ценный ресурс, пишет журнал НВ.
По словам местного жителя Альфа Олофссона, в Швеции очень легко и удобно сортировать мусор. Обычно его оставляют в специальных контейнерах на улицах. Но если накопилось много, привозят в муниципальные центры приема и сортировки мусора.
За одну рабочую неделю свои габаритные отходы в центр Бромма, что на окраине Стокгольма, привозят не меньше тысячи стокгольмцев, тогда как по субботам здесь принимают до двух тыс. человек. Всего в Швеции около 600 таких центров, которые вместе с более мелкими станциями сбора сортированных отходов, вакуумными мусоропроводами и целой индустрией переработки и сжигания мусора представляют собой единую систему управления отходами шведского государства.
Опыт Швеции в этой сфере уникален: здесь на свалки отправляется всего 0,7% бытового мусора. Ближайшие по этому показателю Дания и Финляндия передают на захоронение около 1%, а Норвегия — 3,5% отходов домохозяйств, констатирует Рони Арнберг, менеджер проектов Шведского природоохранного института и глава международных проектов в муниципальной компании Borlänge Energi. Половину собранного мусора шведы превращают в энергию, еще 35% перерабатывают и 15% используют для производства горючего и удобрений.
Чтобы система работала, производители закладывают в цену своих товаров стоимость переработки упаковки и платят потребителям за возврат пустой тары, а компании по сбору мусора делают выборочные проверки качества его сортировки и принимают несортированный мусор на вес. То есть сбор и переработку мусора финансируют потребители, поэтому граждане поступают более сознательно, чем если бы получали все бесплатно от государства.
Последние несколько десятилетий здесь учат население экологической сознательности, и в популяризацию таких идей 10‑миллионная Швеция уже вложила почти столько же, сколько в строительство трех десятков своих мусоросжигательных заводов.
В итоге практически все, что выбрасывают шведы, а это 466 кг мусора на человека в год, превращается в тепло, энергию, биотопливо, удобрения либо используется повторно. Для сравнения: в Украине на каждого жителя приходится в полтора раза меньше отходов, однако 95% их объема оказывается на свалках, загрязняя почву ядовитыми стоками, а атмосферу — парниковыми газами.
В шведском городе Линчепинге системой сбора и переработки мусора управляет муниципальная компания Tekniska Verken, которая установила правило: в мусорные баки жители города бросают несортируемые и органические отходы, причем последние — только в специальных зеленых пакетах.
Впрочем, такая система не универсальна. В других регионах страны способы сортировки, а также форма собственности компаний, которые занимаются мусором, могут отличаться. Так, практически две трети муниципалитетов передали этот участок работы в руки частных компаний.
Годовая выручка одной из таких компаний, как Tekniska Verken со штатом в 1 тыс. человек достигает 79 млн евро. Сжигая 1 млн тонн мусора в год, она продает полученное тепло и электричество сотням тысяч частных и корпоративных клиентов по всей стране.
Для дозагрузки своих перерабатывающих предприятий Tekniska Verken принимает отходы у двадцати других муниципалитетов, а также у Норвегии и Великобритании. Везти мусор в Швецию иностранцам бывает выгоднее, чем отправлять его на свалку в собственной стране. Например, в Великобритании налог на депонирование отходов составляет 100 евро за тонну, тогда как мусоросжигательный завод в Линчепинге принимает тот же объем за 60 евро.
В итоге за год в Швеции сжигают 7 млн тонн отходов, четвертую часть которых принимают от других стран, а за счет полученной энергии отапливают 1,25 млн квартир и еще 680 тыс. обеспечивают электричеством. По данным шведской ассоциации муниципалитетов по управлению отходами Avfall Sverige, Швеция получает больше энергии из отходов, чем любое другое европейское государство — примерно 3 МВт/ч на тонну.
Шестую часть своего бытового мусора шведы превращают в биотопливо. Собственные заводы по его производству есть практически у каждого муниципалитета. Например, в Стокгольме биогазом заправляется каждый четвертый автобус и все без исключения мусоровозы.
Оставшиеся отходы, которые не могут быть сожжены или переработаны другим способом, отправляются на полигоны для захоронения. Среди них кафельная плитка, сантехника, асфальт. Чтобы обеспечить их безопасное хранение, шведские мусорные полигоны оборудованы нижним барьерным слоем. По словам специалистов Avfall Sverige, он помогает собирать и очищать жидкие выделения — преимущественно зараженную захороненными отходами дождевую воду.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что все возможно реализовать, если ориентироваться на опыт лучших и продумать каждый шаг решения проблемы.