Одним из самых важных и приоритетных направлений в современном развитии громад является усовершенствование транспортной инфраструктуры. На территории Южненской объединенной громады находится зона, потенциальное развитие которой предусматривает обеспечение качественной логистики.
Речь идет о крупном промышленном узле, в состав которого входят Одесский припортовый завод, морской торговый порт “Южный‟, а также крупнейший в стране транспортный узел ТИС. На этих предприятиях работают тысячи жителей Южненской громады, а также других населенных пунктов Одесской и Николаевской областей. Каждый день по трассе Одесса—Южный движутся десятки транспортных средств, которые доставляют работников на эти предприятия. Кроме того, эта трасса является практически основной транспортной артерией, по которой доставляются различного рода грузы.
С развитием этой промышленной зоны за последние годы нагрузка на дорогу областного значения Одесса — Южный значительно возросла. Одной из альтернатив, за счет которой можно было бы уменьшить эту нагрузку, может стать организация здесь современного трамвайного сообщения. Опыт многих крупных городов как в Украине, так и за рубежом демонстрирует положительные результаты развития этого вида транспорта.
Ряд преимуществ, таких как высокая провозная способность, экологичность, низкий уровень шума, а также небольшая стоимость проезда, позволят эффективно использовать трамвайное сообщение на территории Южненской громады. Кроме этого, с учетом дальнейшего развития рекреационной зоны трамвайная линия могла бы соединить Южный с прибрежными землями ОТГ в Сычавке и Кошарах. Жители громады идею о создании трамвайной линии в целом поддерживают.
Любовь, жительница Южного
Пенсионерам дешевле будет ездить на трамваях. Для нас это важно, так что почему бы и нет. Если еще цена на билеты будет такая, как пенсионерам нужно, то зачем нам ездить на маршрутках. Вы сами знаете, какие сейчас цены. И еще это небезопасно, а трамвайчик есть трамвайчик. И поговорим, и посидим, и доедем.
Раиса Михайловна, жительница Южного
Я хочу сказать, почему трамвай лучше. Сейчас, когда к нам присоединили Сычавку и Новые Беляры, им тоже приходится ездить туда-сюда, там много и пенсионеров, и детей, поэтому это было бы очень рентабельно и для Южного было бы хорошо. А вообще-то нам когда-то обещали, что из Южного будут ходить катера в Одессу. Это было бы тоже хорошо, особенно в перспективе. Так что мы только за и, я думаю, что люди будут не против.
Валерий, житель Южного
Это очень перспективная идея. Для жителей Южного это будет очень удобно, потому что 68-я маршрутка уже не очень актуальна, я бы сказал так. Мне кажется, что это очень неплохо и что-то новое для нашего молодого города.
Елена, жительница Южного
Трамвай? Какая прелесть! Во-первых, не будет пробок, а во-вторых, по расписанию точно будет ходить.
Идею внедрения проекта по созданию альтернативного транспортного сообщения на территории Южненской объединенной громады поддерживает и депутат Одесского областного совета Олег Кутателадзе. Он считает, что такой вариант транспортного соединения Южного с близлежащими населенными пунктами и крупными промышленными предприятиями, находящимися на территории громады, даст заметный толчок ее будущему развитию.
Олег Кутателадзе, депутат Одесского областного совета
Я думаю, что это на самом деле очень хорошая идея. Во-первых, город Южный отличается от других населенных пунктов тем, что он компактен. Людям должно быть удобно добираться от одной точки в другую. Здесь должно быть несколько видов транспорта, в том числе и бюджетных.
А самый дешевый транспорт — рельсовый. Его легче прокладывать, это дешевле, чем строить новые дороги. И самое главное — он дешевле в эксплуатации и его практически всюду можно пустить.
Сегодня у нас есть большая проблема в том, что людям, живущим в Южном, который в свое время создавался, как спальный район для работающих в порту или на заводе, нужно каким-то способом добираться на работу. На эти предприятия все время ходят автобусы, но дорога Одесса — Южный — трасса областного значения, и на ней нередко наблюдается большое скопление автомобилей, вдоль нее функционируют различные терминалы, куда едет большое количество автомобилей и это остановить невозможно. Особенные сложности возникают зимой.
Есть достаточно проблем и в транспортном сообщении Южного с Сычавкой. Я надеюсь, что там будет развиваться рекреационная зона, в Южном пляж пока небольшой, в этой громаде могут появиться значительно большие рекреационные зоны. Есть и дачи, на которых в сезон живут многие южненцы. Туда тоже трудно добираться людям. Автобусы ходят нерегулярно. Поэтому, я считаю, что идея с трамваем, который свяжет все удаленные точки громады с центром — городом Южный, удачная.
Сегодня в Украине есть институты, которые могли бы разработать такой проект. Мы сами как транспортный узел строим железную дорогу, прокладываем рельсы и у нас это получается намного дешевле, чем у той же “Укрзализныци‟. Рельсы можно, если надо, и по полям провести. Получить сервитут, провести по полю и соединить город с селами.
У Южненской громады есть большие перспективы, она должна развиваться и как промышленная зона — новобелярская территория, и как рекреационная зона — Кошары, Сычавка и сам Южный. Этим точкам нужно надежное транспортное соединение, и я думаю, что рельсовый транспорт был бы удачным проектом.
Если Южный это сделает, то вся Южненская ОТГ превратилась бы действительно в единый город, а это имеет для всех жителей громады значение.
Многие могли бы тоже поучаствовать в этом проекте, например, припортовый завод, порт и другие предприятия, которые перевозят своих сотрудников. Чтобы не содержать такое количество автобусов и чтобы люди могли сами добираться на работу комфортно, быстро и безопасно. В формате софинансирования и сотрудничества всех заинтересованных сторон можно было бы собрать необходимые средства и реализовать этот проект. Я лично готов подключиться к этому вопросу и уверен, что руководство области поддержит этот проект, надеюсь, что также поступит и Министерство региональной политики.
Это серьезный проект для большого города, и я считаю, что город Южный может и должен вырасти в нормальный большой город. Когда государство его планировало, это должен был быть город с населением в 100 тысяч человек. В перспективе Южный может развиваться, у него есть для этого место, есть прекрасные возможности. Раньше тут была небольшая территория, теперь же она увеличилась в разы. Я считаю что нужно этот проект запускать и с удовольствием буду, чем смогу, в этом помогать.
Есть, к примеру, Днепровский национальный железнодорожный университет, специалисты которого хорошо разбираются в этих вопросах. Трамваи производятся в Украине, в том числе и в Одессе. Трамвайное сообщение — это, кстати, и дополнительные рабочие места для жителей громады. Его работу могло бы обеспечивать соответствующее коммунальное предприятие. Это важный вопрос: с чего начинается любой город? С транспортного сообщения. Поэтому я считаю, что рельсовый транспорт — замечательная идея.
Напомним, что образование Южненской ОТГ позволит руководству громады сформировать по-новому и модернизировать транспортную инфраструктуру.