В феврале 2019 года в Южном состоялось открытие инклюзивно-ресурсного центра, первоочередной задачей которого является проведение комплексной оценки развития детей с особыми образовательными потребностями.
Сотрудники центра проводят такую оценку в несколько этапов, у детей определяют особенности физического, эмоционально-волевого развития, когнитивных и разговорных функций. Кроме этого, проводятся координационно-развивающие и психолого-педагогические занятия для детей с особыми образовательными потребностями.
В первую очередь специалисты работают с детьми, которые по каким-либо причинам не посещают детские сады или занимаются по индивидуальной форме обучения. Методологическая помощь оказывается учителям и воспитателям дошкольных или школьных учреждений.
Марьяна Соловьева, директор инклюзивно-ресурсного центра г. Южный
Мы проводим различные метод-классы, конференции, семинары для учителей и воспитателей. Кроме этого, мы тесно сотрудничаем с родителями. У нас довольно-таки обширный объем работы, но в первую очередь — это комплексная оценка и проведение необходимых развивающих занятий.
В работе с детьми специалисты центра применяют современные методики, для получения права использования которых они предварительно проходят необходимое обучение. Благодаря специализированным программам у подопечных центра определяют уровень природного или академического интеллекта, диагностируют синдром дефицита внимания и многие другие моменты различного характера. После проведенного обследования сотрудники центра дают рекомендации родителям детей по дальнейшему возможному алгоритму действий.
Алена Карнадуд, психолог инклюзивно-ресурсного центра г. Южный
Эти методики проводятся онлайн, после того как все результаты были зафиксированы и ребенок прошел диагностирование, система нам выдает шкалу или протокол, по которым мы видим уровни необходимых функций, например, когнитивных. Но это еще не все, перед нами, специалистами, стоит задача грамотно написать отчет. Наша первоочередная задача — дать рекомендации родителям, учителям или воспитателям. Если ребенок невербальный и ему сложно выполнять задания, мы вводим это в систему и она выдает нам потенциально слабые и сильные стороны ребенка.
После создания Южненской объединенной громады специалисты инклюзивно-ресурсного центра запланировали работу в Сычавке и Новых Белярах. Сотрудники центра посетили образовательные учреждения этих населенных пунктов с целью ознакомления и формирования перспективного плана по работе с детьми с особыми потребностями.
Рассматривается несколько вариантов: работать с детьми непосредственно в центре, если у родителей есть возможность привозить их, либо приглашать необходимых специалистов на работу непосредственно в образовательных учреждениях Сычавки и Новых Беляр.
Марьяна Соловьева, директор инклюзивно-ресурсного центра г. Южный
Я думаю, что сейчас за лето мы что-нибудь придумаем. Либо мы найдем специалистов, которые там проживают, и они будут проводить координационные занятия на основе договора. Если нет, то будем стараться отправлять наших специалистов в командировки, деньги на эти цели у нас в бюджет заложены. Если есть у родителей возможность привозить детей, это тоже хорошо. Но есть разные дети, есть дети, которые не могут выдержать дорогу. Будем работать, как говорится, по запросу. Но я уверена, что ни одного ребенка мы не обделим вниманием. Мы, в первую очередь, работаем для детей.
За два года работы Южненского инклюзивно-ресурсного центра его сотрудники далеко продвинулись в использовании методик и программ обучения детей. Горсовет тоже не остается в стороне. Каждый год на потребности центра, приобретение оборудования и дидактического материала выделяются необходимые средства из местного бюджета. Например, в этом году в центре появится переносная LSD–панель.
Напомним, почему так важно планово наблюдаться младенцам? Детский хирург Поликлиники для всей семьи Odrex в Южном Дмитрий Чеканов рассказывает о скрининге и патологиях, которые могут возникать у детей.