В южненском городском музее прошла выставка, приуроченная к дате начала Второй мировой войны. Сотрудники учреждения подготовили тематическую экспозицию, посвященную истории жизни генерала советских войск Александра Андреевича Коробкова.
По решению военного трибунала он был признан виновным по статьям “халатность‟ и “неисполнение своих должностных обязанностей‟, лишен воинского звания, наград и приговорен к смертной казни. Расстреляли его 22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны. Но в 1957 году честное имя Александра Коробкова было посмертно реабилитировано “за отсутствием состава преступления‟, он был восстановлен в воинском звании и правах на награды.
Чем же эта история заинтересовала сотрудников южненского музея? Многие годы считалось, что род генерала был прерван на двух его внуках, у которых не было детей. Но как оказалось, в Южном сейчас живут потомки генерала Александра Коробкова.
Татьяна Ерошенко, директор южненского музея
Я как журналист этим всем заинтересовалась, так как история неординарная. Конечно же, Вторая мировая война вошла в каждую семью, но эта история очень показательная. Она поднимает целый исторический пласт, связанный с репрессиями. Кроме того, эта история уникальна и интересна. Мне кажется, что она заслуживает внимания еще и тем, что не поисковые общественные организации, не государственные инстанции разыскали эту всю информацию и представили. Все сделала представительница этой семьи. Она искала, интересовалась, не бросила эту идею, а довела ее до конца.
Зоя Алексеевна Кырова — та неиссякаемая активистка, которая смогла выяснить, что генерал Александр Андреевич Коробков приходится ей близким родственником. Ее свекр, Михаил Алексеевич Кыров, был женат на младшей дочке генерала Сузанне. В этом браке родился сын Юрий, но семью сохранить не удалось, Кыровы развелись.
Маленький Юрий остался жить с отцом, о своей маме Сузанне он знать ничего не хотел и никогда о ней впоследствии не рассказывал. Лишь спустя многие годы жене Юрия Зое Алексеевне удалось выяснить трагическую историю семьи. Она смогла найти и место жительства дочери генерала, но на тот момент Сузанны Александровны уже не было в живых.
Историей своей семьи Зоя Алексеевна Кырова поделилась с сотрудниками городского музея, и они приняли решение организовать выставку, посвященную семье Коробковых-Кыровых. Говорить о своих впечатлениях Зое Алексеевне было очень сложно, со слезами на глазах она от всего сердца поблагодарила работников музея за проделанную работу.
Зоя Кырова, жительница Южного
Для этой выставки я предоставила такие материалы как летные книжки, портсигар, который подарили в 1946 году моему свекру на день рождения 7 ноября, кожаный плащ и теплые сапоги, в которые они должны были снаряжаться, когда вылетали. Еще куртка есть, ее можно было бы тоже принести. Еще все фотографии, которые в семейном архиве были. Меня эмоции переполняют, мне сложно что-то говорить, настолько экскурсовод донесла все материалы, что мне показалось, что она больше знает, чем я, она так досконально изучила все.
Благодаря титанической работе, проделанной Зоей Алексеевной, удалось восстановить историческую справедливость в летописи семьи генерала Александра Коробкова, которая до сих пор имеет продолжение. По линии младшей дочери у генерала была не только внучка, но и внук. У его внука Юрия в браке с Зоей Алексеевной родились двое сыновей и дочь, которые продолжили род Коробковых-Кыровых еще двумя детьми, генеральскими праправнуками.
Напомним, что род героического военачальника, расстрелянного “за бездеятельность‟, а затем посмертно реабилитированного, продолжается в Южном.