Всеукраинская организация “EdCamp-Украина‟ на базе южненской школы имени Вячеслава Черновола провела масштабный семинар-тренинг, рассчитанный прежде всего на аудиторию из преподавателей и учеников заведений общего среднего образования Южненской громады, который назывался “Предпринимательство. Можно ли ему научиться в школе?‟
Подобные мероприятия организации “EdCamp‟ проходят в Южном уже в четвертый раз. Слушатели и эксперты-спикеры семинара приехали в Южный из более чем девяти областей Украины. Всего в мероприятии приняло участие не менее 120 педагогов и школьников. По словам директора школы имени Вячеслава Черновола Тараса Прокопечко, подобные тренинги дадут в последующем ученикам мощную базу для дальнейшей реализации себя в бизнесе во взрослой жизни. В настоящее время во многих украинских школах вопросу обучения предпринимательской деятельности уделяется недостаточно внимания.
Тарас Прокопечко, директор УВК им. В. Черновола
Мы считаем, что уже пора готовить детей к предпринимательской деятельности и для того, чтобы человек мог свободно, сильно и мощно предоставлять какие-то услуги обществу. Чтобы он учился этому в школе, как правильно это делать, а не просто это было “купи-продай‟, чтобы к этому процессу была подключена наука, культура, образование и так далее.
Учителя школ Южненской громады, которые в этот день приняли участие в семинаре, в недалеком будущем смогут передать полученные знания своим ученикам.
Тарас Прокопечко, директор УВК им. В. Черновола
Учитель возможно на несколько этапов будет быстрее проходить эту программу, чем ученик, но, в большинстве случаев, мы бы хотели, чтобы это было связано со школьной программой по всем предметам. По возможности, чтобы учителя увидели, как это можно реализовать на уроках биологии, математики, географии, физической культуры.
Среди школ Южненской ОТГ уже есть “первые ласточки‟, которые на практике занимаются социальным бизнесом, прибыль от которого должна идти на социальные сферы, такие как, например, поддержка учителей-пенсионеров.
Тарас Прокопечко, директор УВК им. В. Черновола
У нас на сегодняшний день только в первой школе начала работать такая молодежная организация, которая занимается социальным бизнесом. Это означает, что дети в школе могут научиться регистрировать предприятие, открыть счет в банке, потому что с 14 лет уже позволено открывать свое предприятие, планировать выпуск продукции, бюджет, но согласно правилам, эти предприятия должны быть социальными.
На семинаре-тренинге присутствовали и элементы социально-гуманитарного характера. Любой участник мероприятия имел возможность финансово помочь детям ветеранов АТО и ООС, прежде всего тех бойцов, которые погибли в конфликте на востоке Украины. Была возможность купить игры, книжки или просто пожертвовать средства.
На семинаре-тренинге, организованном всеукраинской организацией “EdCamp‟, работало одновременно не менее семи локаций. Участники мероприятия могли по своему выбору посетить заинтересовавшую их лекцию, развивающую образовательную игру или мастер-класс. Например, южненским школьникам одесситы Юлия Конюшок и Станислав Морозов предложили попробовать свои силы в социально-экономическом тренинге “Жизненный капитал‟.
Станислав Морозов, представитель Клуба финансовой грамотности
Мы их будем подготавливать к предпринимательской деятельности. Это — такая игра, в которой можно покупать акции. Первый раз такое вижу, для такого рода игр, потому что есть типичная “Монополия‟, в которой просто ходишь и, это как бы, скучно. А у нас — такие движения, аж “гай шумит‟.
Учитель географии, одесситка Юлия Конюшок, рассказала о том, что при их учебном заведении уже не первый год работает Клуб финансовой грамотности для школьников.
Юлия Конюшок, учитель географии одесского УВК № 13
Проводятся у нас факультативы финансовой грамотности. На них мы изучаем азы экономики, знакомимся, а потом у нас проводятся вот такие игры.
Благодаря таким социально-экономическим тренингам, как “Жизненный капитал‟, школьники познают основы взрослой жизни, например, как создать для себя финансовую подушку безопасности, откладывая определенную сумму денег на какие-то непредвиденные обстоятельства.
Юлия Конюшок, учитель географии одесского УВК № 13
Дети уже знакомятся на начальном уровне с тем, что такое доходы, расходы, откуда они берутся. Дети знакомятся с такими понятиями, как “кредит‟, “депозит‟. Они в процессе игры кооперируются, получают азы предпринимательской деятельности, “покупая‟ какие-то бизнесы. Учатся сотрудничать.
Один из принявших участие в социально-экономическом тренинге “Жизненный капитал‟, ученик южненской школы имени Вячеслава Черновола Ярослав Юсюз, считает, что на семинаре-тренинге “EdCamp‟ почерпнул для себя много новых навыков, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Ярослав Юсюз, ученик 11 класса УВК им. В. Черновола
Кажется, что — очень сложно, но я понял, что в жизни будет так же. Эта игра очень приближена к реальной жизни. Она дает максимальный спектр различных жизненных возможностей для взносов, кредитов, ипотеки и всего остального, что имеет место и в реальной жизни.
Девятиклассница Елизавета Рябчук по окончании школы планирует заняться бизнесом. Ее интересует направление психотерапии. Не исключено, что через несколько лет она откроет собственный кабинет, а возможно и клинику. Пока же Елизавета Рябчук постигала основы предпринимательства на семинаре-тренинге “EdCamp‟.
Елизавета Рябчук, ученица 9-Б класса южненского УОСО № 1
Чем раньше мы начнем изучать бизнес, тем проще нам будет в будущем построить какой-то свой бизнес. В данный момент мы играем в финансовую игру, которая учит нас правильно распределять деньги, учит финансовой грамотности.
Елизавета Рябчук говорит, что обучаться предпринимательской деятельности ей помогает и молодежная организация “Open your mind‟ — “Расширь свой кругозор‟, которая в южненской школе № 1 занимается социальным бизнесом — изготовлением эко-сумок из вторичного сырья.
Елизавета Рябчук, ученица 9-Б класса южненского УОСО № 1
Там как раз я являюсь участником. Мы шьем свои эко-торбочки. Чтобы люди полностью отказались от пластика, потому что пластик очень сильно загрязняет наш город, нашу планету, и это сейчас — глобальная проблема.
Мастер-класс по изготовлению различных красивых и полезных в повседневном обиходе вещей провела для участников семинара-тренинга “EdCamp‟ мастер-декоратор Галина Дариенко. Она рассказала о том, что более семи лет занимается декупажем — техникой декорирования различных бытовых предметов, основанной на присоединении рисунка, картины или орнамента к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Галина Дариенко, мастер-декоратор
Все предметы домашнего обихода можно декорировать так, что это будет приятно. Это будет красиво, функционально. Скажем, как например, кухонная доска. Обычная деревянная доска. Если ее декорировать, она на кухне может исполнять роль панно и быть при этом полностью функциональной. На ней можно резать все что угодно. Ее можно использовать, как подставку для пиццы.
Материалом для поделок Галины может стать обычная фанера. Галина Дариенко, демонстрирует, что даже обычная стеклянная баночка может обрести свою вторую жизнь в руках мастера декупажа.
Галина Дариенко, мастер-декоратор
Можно также стеклянные изделия декорировать. Когда-то обычная стеклянная банка от варенья, сейчас из нее сделали вот такой шедевр. Ее можно использовать для хранения чего угодно, например, для специй. Если девочка захочет, то для ее безделушек в качестве шкатулочки.
Изготовление одного подобного изделия занимает у Галины Дариенко от нескольких дней до недели. Материалы для заготовок обходятся недорого, а вот розничная цена готовой работы стартует от пятидесяти грн и выше. Поэтому, Галина Дариенко считает, что декупаж вполне может подойти в качестве одного из направлений для школьного социального бизнеса.
Киевлянин Виктор Конопкин познакомил слушателей семинара с таким направлением деятельности, как официальное социальное школьное предпринимательство в Украине.
Виктор Конопкин, операционный директор общественной организации “Школа осознанного предпринимательства‟
Социальное школьное предпринимательство — это модель взрослого бизнеса обычного, но организованного в стенах школы учениками. Все роли, вся деятельность и ответственность исключительно на учениках, а взрослые их поддерживают, мотивируют и, можно сказать, немного контролируют этот процесс.
Эксперт Виктор Конопкин утверждает, что в Украине уже есть успешные примеры ведения школьного социального бизнеса.
Виктор Конопкин, операционный директор общественной организации “Школа осознанного предпринимательства‟
Этот проект действует в Украине с 2017 года. Есть успешные кейсы и примеры, их — немало, причем, не только в больших городах. Наоборот, это небольшие школы в маленьких населенных пунктах, где дети либо что-то создают, например, изготавливают эко-сумки, либо, например, выращивают определенные растения в теплицах и так далее.
Лекцию, которую проводил Виктор Конопкин посетила и социальный педагог Сычавской школы Иванна Павлюк, которая считает, что полученные на этом семинаре-тренинге знания в ближайшее время необходимо применить на практике.
Иванна Павлюк, социальный педагог Сычавского УОСО
Донести в первую очередь нашим ученикам, то что я узнаю сегодня здесь, а дальше на практике будем пробовать. Может быть что-то и получится. Социальное предпринимательство — очень интересно, увлекательно, много полезного. Какие-то стереотипы у меня в голове уже сломаны. Социальное предпринимательство — это не всегда дешево и некачественно.
Участники семинара-тренинга, подготовленного всеукраинской организация “EdCamp-Украина‟ считают, что благодаря таким мероприятиям социальный школьный бизнес может сделать еще один шаг в своем дальнейшем развитии, как в южненской городской территориальной громаде, так и по всей Украине.
Напомним, в Авторской школе Н. П. Гузика принимали педагогов со всех областей Украины в рамках мероприятий, которые проводит ассоциация “Возрождение гимназий Украины‟.