Если вдруг теперь при заказе бокала вина или коктейля в ресторане, его будут нести час, не стоит ругать бармена — скорее всего это произошло из-за очередного витка регулирования со стороны фискальных органов, передает НВ. Случилось это из-за приказа Министерства финансов Украины № 13 от 21.01.2016 г. в редакции приказа № 329 от 08.06.2021 г.
Если по-простому: раньше официант, получив заказ, сразу вбивал его в планшет, программа автоматически разделяла его на заказ для кухни и бара и отправляла поварам и бармену “встречки‟. На все про все пару минут. Но с 1 октября, согласно приказу Минфина, при заказе алкоголя официант должен не просто набрать его название, а взять соответствующую бутылку, отсканировать штрих-код акцизной марки (а если нет сканера, а его на данный момент ни у кого нет, — вбить десятизначный номер вручную) и только после этого программа отправит “встречку‟ на бар.
Если же это коктейль и туда входят три алкогольных ингредиента, то придется сбегать к бармену, взять открытые бутылки и набрать номера акцизных марок со всех трех бутылок. И главное: ничего не перепутать — иначе штраф.
Это уже третий уровень контроля, который украинцы получили от фискалов.
Первый и традиционный был всегда: при торговле алкоголем, работают на общей системе налогообложения и, соответственно, отчитываются за каждую единицу проданной продукции. Например, если купили бутылку ликера для коктейля, заплатили поставщику сразу, но списать эти деньги в расходы не могут, только когда продадут 20 коктейлей, куда по 25 мл по технологической карте идет этот ликер. И бухгалтер ежедневно сводит эти остатки и отчитывается о них в налоговую. И могут продать больше, чем официально купили. А с учетом, что безналичные расчеты сейчас достигают 80−90%, скрыть реальные доходы, как это могли делать раньше, становятся невозможными.
Но в августе прошлого года к вышеуказанному контролю оборота алкоголя добавился еще один: в чеке обязательно должен был быть указан код УКТ ВЭД (украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности) для подакцизных товаров. Для заведений это означало, что в программном обеспечении РРО и платформах учета появится возможность внести эти коды и кто-то из сотрудников потратит неделю времени на то, чтобы все эти коды внести в систему. В не идеальном мире случилось то, что баги разработчиков “тестировали‟ на себе заведения и периодически оказывалось, что какой-то товар по неведомым программистам причинам появлялся в фискальном чеке без кода, что влекло за собой штраф в 5 100 грн. Переходного периода для адаптации нового программного обеспечения фискалы не предоставили, соответственно уже в сентябре собрали солидный “урожай‟ штрафов.
И вот теперь новый уровень контроля — указание в фискальном чеке номера акцизной марки проданной бутылки. Как пояснили в приказе Минфина, “Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение Общества на общей системе налогообложения, которое осуществляет деятельность в сфере торговли алкогольными напитками и табачными изделиями‟ и осмысление этого обращения вылилось в такие нововведения. Нововведения вступили в действие с 1 октября.
В Украине, по оценкам экспертов, около 50% рынка алкогольной продукции находится в тени из-за чрезмерной фискализации рынка и оценивается на уровне 10−12 млрд грн. Такие цифры в прошлом году на бизнес-форуме ЕБА называл гендиректор компании Немирофф Юрий Сорочинский.
В Украине выдано 80 тыс. розничных лицензий малому и среднему бизнесу для торговли алкоголем. По оценкам Сорочинского, 70 тыс. торговых точек в той или иной мере реализуют нелегальный алкоголь. И причиной такого масштабного ухода в тень он назвал уровень фискализации алкоголя: при средних в Европе 23−25%, украинцы имеют только на уровне производителя 43% плюс 5% розничный акцизный налог с каждой легально проданной бутылки.
Но вместо того, чтобы приводить налогообложение к европейскому уровню и выводить рынок из тени, фискальные органы добавляют новые способы контроля, бюрократию и штрафы.
Напомним, вскоре украинские автовладельцы смогут заключать договор купли-продажи онлайн, в Электронном кабинете водителя и на Едином государственном веб-портале электронных услуг (Дія).