В далеком сентябре 1994 года на берегу Большого Аджалыкского лимана запустила свою работу компания ТИС (Трансинвестсервис, — прим. ред.). За эти почти 26 лет ТИС заслуженно заработал репутацию крупнейшего транспортного узла в Украине, который объединяет 5 специализированных морских терминалов, обрабатывающих ежегодно до рекордных 33 млн тонн грузов (по результатам грузооборота в 2019 году), сообщают в Центре транспортных стратегий.
Но в 1994 году не шло и речи об установке каких-либо рекордов. На месте будущего гиганта существовал советский перевалочный комплекс для перевалки фосфоритов. Его построили в 80-х годах, но полностью в эксплуатацию так и не запустили.
Этот заброшенный комплекс был далек от названия “порт‟: всего лишь причал, склад, ветвь железной дороги. Партнеры по бизнесу Алексей Ставницер и Олег Кутателадзе решили “оживить‟ проект и изменить его профиль с импортного на экспортный. Так появился первый терминал по импорту минеральных удобрений.
Сегодня компания расширилась до многопрофильного логистического хаба, который состоит из 5 терминалов на территории свыше 400 гектаров земли. ТИС-Минудобрения (с 1998 г.), ТИС-Зерно (с 2000 г.), ТИС-Руда (с 2004 г.), ТИС-Уголь (с 2007 г.), ТИС-Контейнерный (с 2009 г.) — их функционирование контролирует сам ТИС.
В серии наших материалов мы расскажем вам, какие технологические нововведения и стратегические решения помогли стать ТИСу крупнейшим транспортным узлом страны.
Начнем с важнейшего — отказа от специализации.
В середине 90-х популярной практикой считалась специализация портов на определенном грузе. Так, к примеру, Одесский порт концентрировался на обработке наливных грузов, что составляло почти половину его грузооборота. ТИС же изначально специализировался на сыпучих грузах, а уже позже строились новые терминалы, для, казалось, бы несовместимых грузов: уголь, минеральные удобрения, зерно, контейнеры, руда.
Сейчас данной практикой никого не удивишь, а тогда она считалась новаторской. Идея заключалась в том, чтобы создать специализированные комплексы, на работу которых потеря одного из грузопотоков не смогла бы повлиять.
Поэтому впервые в Украине было создано стивидорное производство, которое смогло оперировать грузопотоками, что превратило ТИС в многопрофильный хаб. Это позволило ТИСу стать первым в Украине частным оператором, который перегнал государственные порты по объему перевалки грузов.
И сейчас транспортный узел владеет тремя самыми крупными терминалами в Украине в соответствующих сегментах грузооборота: ТИС-Уголь, ТИС-Зерно и ТИС-Руда.
Ранее мы писали о том, что ТИС продолжает ставить новые рекорды.