В сентябре 2020 транспортный узел ТИС отметил 26 лет со дня основания предприятия. Как начинался ТИС, и кто создал этот крупнейший транспортный узел нашей страны?
Последние 9 лет день рождения ТИС празднуют 3 сентября, в день рождения его основателя, ныне покойного Алексея Михайловича Ставницера. Как оказалось, на предприятиях транспортного узла немало работников, которые помнят, как все начиналось. Среди них Григорий Чернецкий, слесарь по техническому обслуживанию вагоноопрокидывателей, который начал работать на ТИС в 1999 году.
Григорий Чернецкий, слесарь по техническому обслуживанию вагоноопрокидывателей
Тогда был коллектив маленький, часто общались со Ставницером Алексеем Михайловичем. Если были претензии у нас, он всегда подходил, спрашивал и помогал.
Григорий Григорьевич вспоминает, что тогда коллектив предприятия насчитывал всего 200 человек. Работа шла на 16-м и 17-м причалах.
Григорий Чернецкий, слесарь по техническому обслуживанию вагоноопрокидывателей
На 17-м перегружали минеральные удобрения после того, как его переоборудовали вместо выгрузки фосфатов на погрузку минудобрений, и стали грузить удобрения.
Компания Трансинвестсервис была основана Алексеем Ставницером и Олегом Кутателадзе в 1994 году на базе заброшенного комплекса по импорту фосфоритов государственного предприятия “Лиман‟ на 17-м причале порта Южный. С приходом Алексея Ставницера и Олега Кутателадзе здесь было осуществлено уникальное переформатирование направленности комплекса из импортного на экспортный. В этом принимали участие тогда молодые инженеры госпредприятия “Лиман‟ Олег Сологуб и Виталий Котвицкий, которые сегодня занимают на ТИС главные инженерные должности. С сентября 1994 года в транспортном узле ТИС было построено восемь собственных причалов, вспоминает Григорий Чернецкий.
Григорий Чернецкий, слесарь по техническому обслуживанию вагоноопрокидывателей
Первым построили зерновой терминал, затем рудный и затем угольный. И на вопрос Олегу Романовичу Сологубу, что мы будем дальше перегружать, он (Алексей Ставницер, — прим. ред.) ответил, все что есть — все что сыплется и льется. Все будем перегружать.
Валентин Терещенко начальник участка спецработ предприятия Транспортные технологии ТИС пришел работать в 2001 году слесарем сразу, как вышел на пенсию после военной службы.
Валентин Терещенко, начальник участка спецработ предприятия Транспортные технологии ТИС
Я застал только два причала, тогда еще ТИС так не знали, как сейчас, но говорили о причалах. И когда спрашивали: ты где работаешь, то отвечали — на 17-м причале.
Предыдущая военная служба помогла Валентину Ивановичу быстро адаптироваться к требованиям работы на этом частном предприятии. В те времена работать на результат умели далеко не все.
Валентин Терещенко, начальник участка спецработ предприятия Транспортные технологии ТИС
Более жесткие требования у частного предприятия. Тогда на госпредприятии люди работали на ставке и к работе относились по-разному. На частном предприятии оплачивали результат работы. Наш доход — это то, что мы сделали. Поэтому было так: чем больше сделал, тем больше получил.
Валентин Иванович благодарен ТИС за то, что здесь есть возможность подниматься по карьерной лестнице. На руководящие должности попадают люди, которые знают и понимают цели и задачи предприятия.
Валентин Терещенко, начальник участка спецработ предприятия Транспортные технологии ТИС
На высшие должности нас рекомендовали ближайшие наши руководители, но Алексей Михайлович Ставницер очень внимательно относился к этому вопросу. Он с каждым из нас лично разговаривал — с теми, кого назначал на руководящие должности. Он находил слова, убеждал, что у ТИСа большое будущее. На тот момент, когда я сюда пришел, он говорил, что мы будем развиваться и строиться до 2040 года. Он видел четкий план этого развития.
Ветеран ТИСа Валентин Терещенко вспоминает, что Алексей Ставницер абсолютно одинаково относился к людям разных профессий — как к инженерам, так и к рабочим. Он любил порядок на предприятии, такого же отношения требовал и от сотрудников.
Валентин Терещенко, начальник участка спецработ предприятия Транспортные технологии ТИС
Когда-то, я помню один случай, работал сварщик. Он не имел отношения к уборке территории, он строил. Но Алексей Михайлович к нему подошел, поздоровался и попросил убрать за собой рабочее место, чтобы было чисто, по принципу “не там чисто, где убирают, а там, где не сорят‟.
Андрей Шептилис, начальник автомобильного гаража ТИС пришел работать в транспортный узел относительно недавно для ветерана — 14 лет назад, по приглашению Алексея Ставницера.
Андрей Шептилис, начальник автомобильного гаража ТИС
Это был человек с большой буквы, об этом скажет любой, кто с ним общался. Он подбирал людей на руководящие должности, только лучших специалистов и поэтому мог положиться на каждого из нас. Я тогда его понимал и сейчас понимаю его требования, которые стали традицией на ТИС, здесь дважды задачи не ставят. Сказали — делай.
В 2007 году автомобильный гараж ТИС перевели с территории предприятия на новое место, где когда-то была Черноморская птицефабрика. В гараж стали подтягиваться бродячие собаки, которых подкармливали. Когда автомобильный гараж обосновался, его посетил Алексей Ставницер, вспоминает Андрей Шептилис.
Андрей Шептилис, начальник автомобильного гаража ТИС
Однажды, посетив наш гараж, он удивился, что у нас много собак. Я думал, что получу замечание за это. Но он похвалил нас, сказал: молодцы, что у вас здесь есть даже собаки. Вот такие человеческие чувства были ему не чужды, что и животных в беде нужно поддерживать.
Одним из важных преимуществ предприятий ТИС является стабильность. Несмотря на различные трудности, с которыми приходилось сталкиваться транспортному узлу в ходе его развития, люди всегда здесь чувствовали себя защищенными, рассказывает ветеран ТИС Григорий Чернецкий.
Григорий Чернецкий, слесарь по техническому обслуживанию вагоноопрокидывателей
Больше всего мне нравится на ТИС стабильность, здесь зарплату платят всегда вовремя. Хотя на других предприятиях бывают задержки до полугода. У нас же аванс и зарплата всегда по дням.
Вспоминает Григорий Чернецкий о первых победах ТИС.
Григорий Чернецкий, слесарь по техническому обслуживанию вагоноопрокидывателей
Мы, когда первый раз перегрузили 140 тыс. тонн в месяц, все испытали шок. Это был рекорд, 140 тыс. тонн! А сейчас угольный терминал перегружает 1,5 миллиона, и это уже норма.
Большие изменения произошли и в работе автогаража. ТИС строился на собственные средства инвесторов, поэтому умная их экономия здесь была уместна. Долгое время подразделения ТИС не имели собственных автомобилей и при необходимости поездок обращались к общему автогаражу, рассказывает Андрей Шептилис.
Андрей Шептилис, начальник автомобильного гаража ТИС
Гараж расширился почти в два раза. Теперь все руководители подразделений имеют собственный транспорт и могут на него рассчитывать в любое время. Это очень удобно.
Андрей Шептилис рассказал, что соучредитель ТИС Олег Джумберович Кутателадзе тогда не участвовал лично в организации производственных процессов, у него было другое важное направление работ, но для работников ТИСа оба основателя — и Алексей Ставницер, и Олег Кутателадзе — были равными в вопросах выполнения ими поставленных задач.
Андрей Шептилис, начальник автомобильного гаража ТИС
Они принимали единогласно решение. Они вдвоем пришли, создали этот проект и воплотили его в жизнь. Разницы между ними я никакой не видел, кто старше, кто моложе. Поручение каждого из них выполнялись неукоснительно.
Ветераны ТИС — это люди, которые изначально прошли все трудности становления частного отечественного транспортного узла в условиях развития украинского государства. Для многих сегодня ТИС — это символ человеческой воли, силы духа и трудолюбия его работников.
Напомним, журналисты из нескольких городов Украины посетили терминал ТИС и село Визирка. Знакомство с предприятием и центром громады произошло в рамках пресс-тура.