С образованием Южненской ОТГ, в состав которой вошли Сычавка, Кошары, Булдынка, Новые Беляры и Григорьевка, одним из приоритетных и перспективных направлений будущего развития громады стало формирование по-новому и модернизация транспортной инфраструктуры.
На сегодня в этой сфере существует немало проблем. До объединения громады транспортное сообщение Южного с Одессой и близлежащими населенными пунктами находилось под контролем Одесской областной госадминистрации. Поэтому тендеры среди компаний перевозчиков проводил профильный департамент.
Любовь, жительница Южного
Маршрутки желательно поменять на более комфортные. Чтобы ходили большие автобусы. Но я не знаю, реально ли это. Я бы хотела, чтобы были, как прежде, льготные рейсы. Это было бы хорошо.
Любовь Владимировна, жительница Южного
Вот как добираться до Новых Беляр, в центр поселка? Молодые люди могут выйти на дорогу, а если пожилой человек, он уже не сможет дойти до дороги. У меня там родственники живут, а я не могу поехать. Новые Беляры — это уже наша громада. Пустили бы туда автобус.
Повлиять на такую ситуацию у администрации города ранее не было практически никакой возможности, так как дорога Южный — Одесса — это трасса областного значения. Но создание Южненской ОТГ кардинально изменило ситуацию. Теперь в полномочия руководства громады входит и проведение тендеров среди компаний перевозчиков, и возможность самим определять маршруты, учитывая потребности жителей громады. Уже разработаны маршруты между Южным и населенными пунктами, входящими в ОТГ. Ведутся переговоры с новыми компаниями, предоставляющими транспортные услуги.
Наталья Гнеушева, начальник управления экономики Южненского горсовета
Мы понимали за полгода до выборов, что будет такая ситуация, что в любом случае будет объединение громад. И уже начинали разрабатывать автобусные маршруты согласно требованиям громады. То есть мы просчитали отдельные маршруты: Южный — Новые Беляры, Южный — Сычавка с заездом по улицам. После того как состоялось объединение громады, мы создали рабочую группу, в которую включили депутатов от Сычавки и Новых Беляр, чтобы они могли высказывать свое мнение в отношении этих маршрутов. Мы ищем перевозчика, который бы зашел с таким предложением. Есть у нас все расчеты километража и времени пути. Есть комиссия, которая все просчитала.
Развитие новых направлений в транспортном сообщении Южного с населенными пунктами громады — одна из приоритетных задач руководства Южненской ОТГ.
Достаточно амбициозный проект озвучил депутат Южненского городского совета Виталий Кутателадзе. Он предлагает изучить вариант строительства трамвайной линии, которая соединила бы Южный и крупные села громады с порто-промышленной зоной.
Виталий Кутателадзе, депутат Южненского горсовета, директор ООО “ТИС-Уголь‟
В первую очередь в Южненской громаде необходимо решить вопрос с коммуникациями, в том числе транспортными. Речь идет о нормальной транспортной составляющей, при которой люди могли бы беспрепятственно добираться из дома на работу и обратно.
Город Южный располагается на берегу прекрасного Черного моря. Также рядом находится курорт “Коблево‟ Николаевской области. Оттуда отдыхающие регулярно приезжают в Южный. Летом город заполнен туристами — это хорошо, что люди отдыхают и знают, что могут приехать сюда.
Всем жителям громады известна проблема, связанная с грузовиками, которые возят зерно в порт. К сожалению, иногда так получается, что грузовики эти ездят с перегрузом — это проблема для всей Украины. Насколько мне известно, Президент Владимир Зеленский взял под свой личный контроль этот вопрос. Устанавливаются вдоль дорог пункты весового контроля. Для нас проблема состоит в том, что водители грузовиков в ожидании своей очереди въезда в порт или на элеватор вынуждены стоять на обочине, создавая пробки и аварийные ситуации, при которых жителям и гостям Южного сложно проезжать. Я сам неоднократно бывал в таких ситуациях и не понаслышке знаю об этом — невозможно нормально проехать без аварийной ситуации, это действительно опасно.
Для решения этой проблемы можно строить автохабы, накопительные площадки для грузовиков, как, например, это сделали у нас на транспортном узле ТИС. Да, это стоило денег. Но такая площадка была построена и сейчас успешно функционирует, существенно разгрузив дороги, ведущие к Южному и порту.
Мы понимаем, что в порту Пивденный работают много предприятий, которые занимаются зерновыми грузами, и то, что невозможно в одно мгновение решить этот вопрос. Тем не менее он должен решаться путем создания площадок для крупногабаритных автомобилей. Я думаю, что, возможно, в дальнейшем проектные нормы по созданию крупных терминалов зерновых элеваторов будут предусматривать такие накопительные площадки. Тогда в дальнейшем инвесторы будут изначально планировать их строительство одновременно с самим терминалом.
Эти нюансы необходимо учитывать на стадии проектирования и принятия решения об инвестиции в подобные проекты. Да, это влияет на его стоимость, однако это европейские нормы, которые создают достойные условия для жизни и развития близлежащих населенных пунктов.
С целью расширения возможностей передвижения жителей громады из Южного на работу в порт, на припортовый завод и другие предприятия порто-промышленной зоны обсуждается идея возможной организации здесь трамвайного сообщения. Мы видим, как в Украине успешно действуют такие проекты. Например, в район Кулиндоровского комбината в Одессе, где сформировалась промышленная зона, с поселка Котовского проложена и уже много лет работает трамвайная линия. Для одесситов удобно то, что вдоль этой линии были не так давно построены ТЦ “Суворовский‟, “Эпицентр‟, возле которых есть трамвайная остановка. Люди могут комфортно добраться на трамвае до этих крупных магазинов, купить там по доступным ценам продукты, другие необходимые вещи и вернуться домой на поселок Котовского. Удобно, без пробок и стабильно по времени.
Трамваи — хороший вид транспорта, очень экологичный. Затраты, по сравнению с автомобильным транспортом, на него намного ниже. При этом ещё и разгружаются дороги. Исходя из всех перечисленных преимуществ, родилась идея — связать город Южный с порто-промышленным узлом порта Пивденный: припортовый завод, порт и все остальные предприятия, которые находятся в порто-промышленной зоне. В дальнейшем это откроет перспективу развития трамвайной ветки до Сычавки и Кошар, которые со временем могут стать центром туристической инфраструктуры нашей громады. По-моему, это было бы замечательно. Дачные массивы в Кошарах, будучи достаточно густонаселенной местностью, тоже нуждаются в регулярном и удобном транспортном сообщении с Южным, где живут многие люди, которые владеют дачными участками на побережье возрождающегося Тилигульского лимана.
Северное Причерноморье, на землях которого и расположена Южненская громада, очень часто зимой задувает снегом. На моей памяти тут множество раз засыпало все дороги снегом, мы (предприятие ТИС-Уголь) нередко задействовали наши ковшовые погрузчики Volvo, чтобы расчищать дороги к близлежащим населённым пунктам, поскольку справиться с такими масштабами последствий стихии им самим было невозможно.
Новая трамвайная линия могла бы стать постоянным связующим транспортным средством для того, чтобы жители громады могли попасть на работу и комфортно вовремя вернуться с неё домой. Я считаю, что это было бы очень удобно для людей. Это транспортное предприятие могло бы быть коммунальным, соответственно город получал бы в свой бюджет доход от его работы. К тому же появились бы новые рабочие места, а предприятия порто-промышленной зоны могли бы приобретать для своих сотрудников проездные билеты. Думаю, что от этого были бы в выигрыше все.
Изучая этот вопрос, мы уже сделали определенные действия — связались с Днепровским национальным университетом железнодорожного транспорта им. академика В. Лазаряна, с профессором Дмитрием Николаевичем Козаченко. При содействии специалистов этого университета мы могли бы провести проектные изыскания, чтобы представить на суд общественности Южного дизайн-проект этого транспортного комплекса, чтобы жители Южненской громады решили, хотят они его реализации или нет.
Напомним, что в Южненском горсовете состоялось совещание относительно организации пассажирских перевозок в населенных пунктах, которые вошли в состав Южненской громады.