У входа в портовской музей расположен экспонат, являющийся визитной карточкой заведения. Вопреки музейным запретам, сотрудники предлагают посетителям извлечь из этого экспоната звук.
Из личного увлечения сотрудника порта “Южный” Валентина Герасимовича Болдырева коллекционированием предметов, связанных с судоходством, начинался музей предприятия. И именно благодаря осведомленности и творческому подходу Валентина Герасимовича получился не просто склад приборов, а подборка экспонатов, каждый из которых открывает познавательную страничку истории предприятия и жизнедеятельности коллектива южненских портовиков.
Но визитной карточкой музея директор Болдырев сделал не подлинный прибор, а сувенирный атрибут судоходства. Почему? В ходе экскурсии, посвященной 25-летию музея, которую вел лично, Валентин Герасимович раскрыл все секреты.
К золотистому колокольчику у входа в музей так и тянется рука. Коснуться экспоната не запрещено. Напротив, Валентин Герасимович предлагает каждому посетителю качнуть свисающую цепочку до прикосновения со стенкой колокола. Ти-н-ннь! Ти-н-ннь! “Теперь вы обязательно снова когда-нибудь побываете в нашем музее”, — сообщает экскурсовод.
Валентин Герасимович не скрывал, что эту примету придумали сами сотрудники музея, чтобы привлечь к экспонату внимание посетителей. Но большой энтузиаст музейного дела и вполне реальной историей умел так заинтересовать, что сувенирный колокольчик в твоем воображении уже вырастает до размеров настоящей корабельной рынды.
Стоп! Вот Валентин Герасимович как раз рассказывает, что называть судовой колокол рындой вообще-то неправильно. Рында — это всего лишь один из способов подачи звука судового колокола. Рынду били ровно в 12 часов дня, оповещая о полудне тремя короткими отрывистыми ударами, следовавшими один за другим. Кроме отбития временных промежутков через каждые полчаса, с помощью судового колокола подавали предупредительные сигналы в тумане, оповещали о начале работы, подъеме якорей, пожаре, приближении неприятеля, наступлении обеденного перерыва, созывали корабельную команду к богослужению.
Отливали колокола из сплава меди, олова и цинка, а иногда для благозвучия добавляли еще и серебро. Наружную поверхность, как правило, украшали ажурной гравировкой, писали название корабля и дату его изготовления. Так что судовой колокол являлся своеобразной визитной карточкой корабля.
Из рассказа Валентина Герасимовича Болдырева (2009 г.):
Давно ушли в прошлое песочные часы, по которым вахтенный отслеживал каждые полчаса и звонил в колокол. Их заменили механические и электронные часовые механизмы, секундомеры и хронометры. Но на современных судах все равно используют колокола. И не только ради экзотики, но как важное средство обеспечения безопасности плавания.
Теперь понятно, почему, не располагая подлинником, музей экспонирует сувенирный колокол, ведь это один из главных атрибутов не только кораблей, но и связанной с судоходством инфраструктуры, в первую очередь — порта.
И все же особенную гордость музея порта “Южный” составляют именно настоящие приборы и инструменты, используемые на судах.
Напомним, что Валентина Болдырева не стало в 2019 году. Но дело его жизни — музей порта “Южный‟ продолжает жить и развиваться по сей день.