Невероятно, но факт.
Будучи еще дошкольником, Коля Гузик на пятерку выполнил все задания для первоклассников за полугодие и прямо посреди учебного года был зачислен в первый класс.
У Петра и Татьяны Гузиков росли двое сыновей и пять дочерей. Жила семья в селе Горское Николаевского района на Львовщине. Выпускник краковской гимназии, Петр Николаевич имел хорошее образование и тяготел к общественно полезным делам. В родном селе он руководил церковным хором, владел прекрасным голосом, а еще имел удивительно красивый почерк. При всех личных достоинствах Петр Николаевич создал в семье культ, но не собственной персоны, а своей жены.
В большой семье Гузиков был налажен комфортный быт, дети дружили между собой и защищали друг друга. Моральная атмосфера в семье держалась на материнской любви и ласке. И этими чертами пани Татьяна подавала пример общечеловеческих ценностей своим детям: она прятала еврейского мальчика от фашистских оккупантов; в 1947-м делилась хлебом и давала ночлег голодным людям.
Ну как у таких родителей не быть сыну умным и старательным?!
Невероятно, но факт.
До 10 лет Коля Гузик не разговаривал по-русски и даже не слышал русской речи.
Семья вынуждена была покинуть родные края и переселиться на Херсонщину. Старший из сыновей так и не прижился под палящим южным солнцем. А вот Коле все здесь нравилось: на степных просторах он с удовольствием гонял с ребятами в футбол. Мяч, кстати, пошил из голенищ добротных отцовских сапог еще с времен службы в армии Пилсудского. Объедался свежим хлебом с душистым медом. Чувствовал себя любимчиком как среди родных сестер, так и среди женского педколлектива школы. В восьмой класс ему приходилось ходить за 18 км, каждый день подниматься в полпятого утра, но он не жаловался, потому что учился с удовольствием. В Сивашской гимназии Коле Гузику учеба тоже давалась легко.
Отличник занимался боксом, играл в футбол, красиво рисовал. Способностями карикатуриста вообще прославился. Мало того, что карикатуры демонстрировались на выставке в Херсоне, так самого юного художника в областной центр доставили на самолете. Это был “кукурузник‟, но это было круто!
Невероятно, но факт.
Трудовой путь будущего светила педагогической науки начался на херсонском базаре.
Престижем того времени был диплом кооперативного техникума. Николай Гузик без проблем получил этот документ, причем с отличием. Быстро выбился на должность завторга райпотребсоюза, получил в распоряжение мотоцикл. И все было бы хорошо, если бы пресловутый блат в торговой сфере не шел в разрез с моральными приоритетами Николая Петровича. Привозят тебе, к примеру, девяносто бутылок водки, а накладную подписывай за сто. Что тут поделаешь?! И Николай прислушался к советам отца: профессию необходимо выбирать такую, где невозможно воровать. Работать нужно с лучшей половиной человечества. Самые лучшие профессии — это учитель и врач.
Невероятно, но факт.
Николаю Гузику было все равно, на какой факультет пединститута поступать.
Из родительских наставлений Николай Петрович избрал педагогику. Именно педагогику, а не конкретный предмет. Успешному по всем предметам Гузику было безразлично, какую специальность избрать. На химико-биологический факультет Мелитопольского пединститута поступил только потому, что в Сивашской гимназии учительница химии была молодая, симпатичная и приветливая, так что с химией были связаны приятные впечатления.
В педагогике уже не нужно было кривить душой, как это было в сфере торговли. Совпало все: моральные качества Николая Петровича и основоположные принципы педагогики. Хотя нет, не все!
Выпускник института получил направление на должность учителя химии в Байтальской средней школе Ананьевского района Одесской области. Очень скоро молодой учитель понял: так работать я не смогу, в школьном образовании нужно что-то менять. Инновации Николая Петровича как учителя в системе советского образования начинались с того, чтобы убрать то, что его когда-то не устраивало как ученика. Он считал, что ребенок в праве учиться в меру своих способностей; учитель должен применять разные типы уроков в соответствии с врожденными наклонностями школьников; ребенок может выбирать программу обучения, соответствующую оценке, которую он хочет получить. Николай Петрович настаивал, что нельзя ученика поднимать на каждом уроке, начал применять систему зачетов. Для выпускников одной из одесских школ, в которой почти год не преподавалась химия, написал ответы на все экзаменационные билеты. В одном из классов распилил парты, чтобы ученики сидели по одному. Уроки проводил в лесу у костра, наглядно объясняя детям, почему закипает вода в чугунке, а запеченная в углях картошка прямо рассыпается в руках. Он имел смелость отступить от устаревших форм и методов работы советской школы. И продемонстрировал способность разработать прогрессивную комбинированную систему получения общего среднего образования по персонифицированным программам. Он же собственноручно засыпал огромную яму на входе в школу. Потому что был убежден: ребенка воспитывает все, в том числе и порядок на школьном дворе.
Это уже был не просто успешный учитель, а педагог-новатор, исследователь, экспериментатор. Кабинет химии Николая Петровича Гузика занял первое место на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Его новаторский опыт использовался в написании учебника по химии. Он читал лекции в пединститутах, в том числе и в Хьюстонском университете США.
Невероятно, но факт.
Директор первой Южненской школы Николай Петрович Гузик сломал жизнь выпускнику. На самом деле, сломал стереотипы жизни.
Вот на такого педагога повезло Южному. Кстати, от перевода на работу в Ананьевский райотдел образования Николай Петрович отказался, потому что не хотел творческие возможности поменять на бюрократию. А вот в Южный директором школы в 1983 году пришел. Школа ожила, в прямом понимании. При новом директоре Южненская школа впервые заняла призовое место в одном из ученических районных конкурсов. Пускай третье, но ведь до тех пор в Коминтерновском районе считали, что молодое учебное учреждение вообще еще не способно готовить учеников к конкурсам районного уровня.
Николай Петрович зажег своей энергией не только педагогический коллектив, но и учеников. Выпускной вечер в том учебном году был проведен по такому необычному и интересному сценарию, что выпускники и их родители были в восторге. Одна только мать выпускника высказала директору претензию: “Николай Петрович, Вы сломали жизнь моему сыну!‟ Как оказалось, активизация школьных будней при новом директоре изменила представление парня о жизни вообще. И он заявил, что будет выбирать профессию на свое усмотрение, а не по маминому совету.
Кроме своих должностных обязанностей директора и учителя химии, Николай Петрович успевал и тополя с выпускниками вокруг здания высаживать, и кросс вместе со всей школой бежать, и за рулем школьного грузовика с физруком Муравским конструкции для стадиона привозить, и принимать участие в коллегии Министерства народного образования СССР по вопросам школьной реформы.
Невероятно, но факт.
Последние страницы конкурсного проекта Николая Гузика, еще не прочитанные министерской комиссией, уже заинтересовали КГБ.
В 1987 году Государственным комитетом по народному образованию СССР и Академией педагогических наук был объявлен конкурс на самый лучший проект общеобразовательной школы. Николай Петрович к тому времени уже практиковал новые подходы в школьном образовании, так что ему оставалось только оформить свой опыт в отдельный проект школы будущего. “Только оформить‟ означало написать работу по содержанию и объему не меньше докторской диссертации. Жена помогала, но к назначенному сроку не успевали. Пришлось с собой в Москву брать печатную машинку.
Надежда Гузик, жена, директор АШГ
Свою работу Николай Петрович написал от руки. Я ее печатала на машинке в нескольких экземплярах. Сегодня уже самолет в Москву, а я не успеваю закончить печатать. Пришлось брать машинку с собой. В зале ожидания одесского аэропорта Николай Петрович и наша трехлетняя дочь Таня уснули на стульях, а я достала машинку и принялась допечатывать последние страницы. Стук клавиатуры привлек внимание некоего мужчины в штатском. Несколько раз он прошелся мимо нас. Потом подошел-таки с вопросом: “А что это Вы печатаете?‟ Подозрительный такой! Агент КГБ — не иначе! Думал, наверное, вражескую шифровальщицу засек. Пришлось объяснять ему, кто такие, куда летим, что печатаем. Пронесло…
Конкурс проходил в три этапа. Первый в Москве. Было подано 3 тыс. проектов. Отобрано 100, проект Николая Петровича Гузика — в том числе. На второй этап защиты своего проекта Николай Петрович летал в Новосибирск. Здесь его материалы вошли в число 12 отобранных для дальнейшего рассмотрения работ. Теперь комиссия из маститых ученых должна была оставить ровно половину из них, поскольку по итогам конкурса предусматривалось финансирование шести проектов школы будущего.
В зерносовхозе села Асаново в Удмуртии претендент на победу должен был продемонстрировать свои прогрессивные формы и методы обучения на практике. И не только лично. Вместе с Николаем Петровичем в Асаново поехали энтузиасты, увлеченные его идеей школы будущего. По сути, это была основа педагогического коллектива школы, которая существовала еще только в научных разработках, то есть на бумаге.
Галина Диденко, учитель биологии АШГ
Вместе с Николаем Петровичем мы работали во второй школе города Южного. Многих коллег он увлек своими новаторскими идеями. Мы начали пробовать работать по его комбинированной системе обучения. Радовались, что его проект школы будущего успешно прошел два этапа. И когда на третьем этапе нужно было поучаствовать в практической части защиты его проекта, я, безусловно, согласилась. Поехали еще Любовь Ивановна Зарольская, Надежда Валентиновна Гузик. Третий этап проходил в Удмуртии. На базе аграрного техникума мы давали уроки по своим предметам с применением форм и методов комбинированной системы, разработанной Николаем Петровичем. Мы победили! О тех днях у меня сохранились не только приятные воспоминания, но и раритетные пособия, кодоскоп, например, который мы использовали для демонстрации слайдов, пишущая машинка, на которой печатали раздаточный материал.
Проект Николая Петровича вошел в число победителей. На уровне ЦК КПСС было получено разрешение Николаю Петровичу Гузику создать экспериментальную школу в одном из городов или сел Украины. Он выбрал Южный. Созданная им в 1988 году школа стала первой в СССР авторской. Для этого учебного учреждения в Южном было построено здание. В 2000 году учебному учреждению был предоставлен статус экспериментальной школы всеукраинского уровня, в следующем году оно получило название “Авторская школа Н. П. Гузика города Южного‟.
В основе комбинированной системы обучения, разработанной Николаем Петровичем Гузиком, лежит его идея персонифицированных программ, в которых академические знания сочетаются с ключевыми природными задатками, талантами ребенка. Такой подход к процессу обучения опередил свое время. Благодаря творческому труду Николая Петровича Гузика и возглавляемого им педколлектива Авторская школа в 2017-2018 учебном году оказалась психологически и методически готовой к внедрению идеи Новой украинской школы.
Невероятно, но факт.
Все дети Николая Петровича и взрослые внуки по специальности они учителя и врачи.
У Николая Петровича мощный тыл: жена, сын, три дочери, внуки, правнуки.
Вместе с тем это и авангард семейства Гузиков, глава которого в эти дни отмечает 80-летний юбилей.
Татьяна Ерошенко-Афанасьева, директор музея города Южного.