На период введения в Украине военного положения среди населения распространяется страх по появлению у служащих неограниченных прав на отчуждение имущества граждан, передает “Автотема‟.
Жители обеспокоены, что передвижение в частном транспорте в любой момент может завершиться изъятием автомобиля для оборонных нужд государства.
И действительно, война в стране побуждает органы власти к принятию оперативных мер по преодолению внешнего врага. В таких условиях права граждан могут испытывать определенные ограничения.
Есть ли повод для волнения?
В условиях военного положения военное командование может осуществлять, в частности, принудительное отчуждение (реквизицию) имущества, находящегося в частной собственности жителей, согласно ст. 41 Конституции Украины, ст. 353 ГК Украины, ст. 8 ЗУ “О правовом режиме военного положения‟ (далее — Закон 389) и ст. 3 ЗУ “О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения‟ (далее — Закон 4765).
Из анализа норм законодательства вытекают 4 обязательных условия для реквизиции имущества.
Во-первых, отчуждение имущества частных лиц может производиться исключительно на возмездной основе, с предварительным или последующим возмещением его стоимости.
Безвозмездное изъятие касается только имущества государственной собственности (ст. 1 и 9 Закона 4765).
Во-вторых, решение может приниматься исключительно высшим командованием Вооруженных сил Украины или отдельно определенных подразделений (ст. 3 Закона 389) и по согласованию с государственной администрацией. Без согласования допускается принятие решения только в местах боевого столкновения (ст. 4 Закона 4765). Примечание: начальник патруля, старший часовой, командир отряда территориальной обороны и т. п., не наделены таким правом.
В-третьих, реквизиция осуществляется с четким документальным оформлением сделки. Момент изъятия удостоверяется подписанием акта установленного образца с указанием оснований, признаков имущества, размера выплаченной компенсации и т. д. (ст. 7 Закона 4765).
В-четвертых, перед отчуждением осуществляется оценка рыночной стоимости имущества, оригинал заключения о которой предоставляется собственнику. Размер оценки может быть обжалован в суде (ст. 8 Закона 4765).
Следовательно, власть не ставит своей целью тотальное лишение имущества жильцов, а подобное возможно только в исключительных случаях.
Намерения лиц по изъятию авто с нарушением одного из 4-х условий незаконны. Такие действия не отражают политического курса государства и со стороны его служащих совершаться не могут.
В то же время, государство не в состоянии гарантировать надлежащее поведение членов военизированных формирований противника и недобросовестных жителей. При таких условиях действия инициатора самовольны, а применение принуждения — уголовно наказуемым.
Если указанная ситуация все же возникла, рекомендуется проследить соблюдение 4-х описанных условий. В частности, тщательное внимание следует уделить оформлению акта о принудительном отчуждении имущества. Экземпляр акта и вывод об оценке следует хранить у себя для получения компенсации или возврата имущества в будущем. После прекращения военного положения вопрос решается через военный комиссариат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Даже в условиях войны есть свои правила, последовательность действий и гарантии их соблюдения со стороны страны.
Отчуждение имущества допускается только в исключительных случаях, по предварительному решению конкретных лиц, обязательно на возмездной основе и с четким документальным оформлением.
Без соблюдения указанных правил принудительное изъятие транспорта влечет уголовную ответственность.
Законное же изъятие автомобиля для военных нужд непосредственно на дороге, при перемещении частных лиц, технически невозможно.
Напомним, Вооруженные Силы Украины призывают украинцев и СМИ не публиковать и не комментировать материально-техническую помощь от стран-партнеров.