Во время обсуждений изменений в Конституцию в части децентрализации вопросу правосубъектности громад был посвящен отдельный экспертный воркшоп. Сейчас правительство рассматривает Закон “О местном самоуправлении‟, и вопрос определения правосубъектности громад вновь превратился в горячую дискуссию, сообщает председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения Дмитрий Гурин на сайте “Децентрализация‟.
Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения
Много лет громады сталкивались с уголовным насилием со стороны так называемых черных регистраторов громад. Группы граждан, которых финансировали структуры страны-агрессора, создавали общественные объединения, объявляли их юридическим лицом, громадой города и начинали через судебные тяжбы “пить кровь‟ местного самоуправления.
Такие ситуации стали угрозой государственному суверенитету, ведь фейковые громады не признавали легитимности органов местного самоуправления и государственной власти. Эти случаи расследовала СБУ как угрозу государственной безопасности.
По словам Дмитрия Гурина, в Европе такая ситуация принципиально не возможна, потому что в Европейских странах громады уже сотни лет являются юридическими лицами, а в европейских странах так называемого восточного блока эта реформа состоялась после свержения тоталитарных коммунистических режимов.
Никто не может сказать: “Мы юридическое лицо город Лейпциг‟, — потому что такое юридическое лицо уже существует, действует, у него есть органы управления и оно защищено всей силой закона.
Часто возникают вопросы: кто создает это юридическое лицо, в какой момент оно возникает, как появляется в реестре?
Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения
Давайте поставим такой же вопрос в отношении физического лица. Когда человек становится физическим лицом? Нужно ли его как-то для этого регистрировать? А если у него нет свидетельства о рождении или паспорта — он физическое лицо или нет? Человек является физическим лицом с момента рождения по факту своего существования. Так же и громады в странах Европы являются органическими юридическими лицами и были ими столетиями до появления каких-либо реестров.
Во многих странах Европы юридическими лицами являются не только громады, но и все уровни управления: и государство, и в странах с федеративным устройством федеральные земли.
Модель полной правосубъектности громад предусматривает, что громада — юридическое лицо публичного права с независимым правом собственности и бюджетом, а органы местного самоуправления являются органами такого юридического лица и выступают от его имени.
Аналогия в отношении органов такого юрлица — правление и наблюдательный совет в коммерческих юридических лицах.
Имея статус юрлица, громада сможет не только оспаривать какие-то конкретные действия государства, но и само право государства вмешиваться в полномочия громады.
Имущество, которое есть у громады, принадлежит непосредственно громаде — юридическому лицу. Не десятку департаментов, как сейчас, а непосредственно территориальной громаде, как этого требует Конституция.
Существующие юридические лица — отделы и департаменты исполнительных органов становятся простыми подразделениями, а статус распорядителя бюджетных средств имеет непосредственно громада, со счетов которой осуществляются платежи.
Громада — юридическое лицо получает право заключать договоры с физическими и юридическими лицами, может получить полноценные кредитные рейтинги для займов и кредитов. Также банкротство юридических лиц публичного права не возможно.
Таким образом, громада как юридическое лицо — это не какая-то структура над местным самоуправлением, которую можно забрать или что-то с ней сделать. Наоборот, это реализация правосубъектности громады и инструмент в руках самоуправления по отстаиванию своих самостоятельности и автономности.
Такой статус предусматривает и дополнительные возможности судебной защиты. Закрепление статуса громады — юридического лица в Конституции означает и соответствующее право оспаривать законы, которые вмешиваются в самостоятельность и автономность местного самоуправления в Конституционном суде. Без этого статуса громады не могут быть субъектными для таких исков. Право громад на обжалование действий государства в Конституционном суде активно обсуждается в рамках конституционного процесса и его поддерживают все участники.
С другой стороны, громада — юрлицо становится и единственным центром ответственности. Каждый житель громады получает возможность обращаться в громады как субъекта права и не будет думать, какой департамент или отдел виноват в нарушении его прав.
То есть, громада полностью автономна и решает свои задачи и проблемы внутри, а если у кого-то есть претензии, то и судятся они напрямую с громадой.
Но, по словам Дмитрия Гурина, тема вызывает большие опасения из-за прошлых криминальных действий черных регистраторов. Поэтому во время обсуждений вместе с экспертами и коллегами из международных организаций в правительстве определили позиции, которые нужно учитывать при рассмотрении этого вопроса.
Достигнута договоренность поставить ряд вопросов междисциплинарной группе, которая сможет разъяснить отдельные аспекты модели громады как юрлица. Среди этих вопросов:
Напомним, народные депутаты Украины приняли во втором чтении законопроект № 3651-д по реорганизации громад и районов.