Уже второй учебный год не утихают споры о проблеме дистанционного образования. Эта тема активно обсуждается среди учителей и родителей. Даже дети, которые устали сидеть дома, хотят наконец-то вернуться в классы и сесть за парты. В некоторых городских образовательных учреждениях каникулы закончились и началась учеба, но дистанционно.
Педагоги и родители рассказали, изменилось ли качество образования после внедрения этой формы преподавания в школах, удалось ли наладить обучение онлайн и справляются ли с этим все участники учебного процесса. На вопросы отвечали педагоги первой школы. Их мнения разделились.
Марина Савченко преподает в этой школе недавно. Она и ее муж помогали технически наладить процесс дистанционного обучения. По мнению педагога, проблемы еще есть, но на сегодняшний день ситуация значительно улучшилась.
Марина Савченко, учитель младших классов общеобразовательной школы №1
Когда полностью была создана образовательная среда, то соответственно у нас и наладилось обучение в школе. Мы научили педагогов пользоваться этими платформами, электронными адресами, аккаунтами и полностью всеми этими данными, тому, где можно преподавать, как находить материалы и как ими делиться. Это облегчило нашу работу. Не могу сказать, что стало намного легче, но определенные успехи есть.
Свои слова Марина Владимировна подтверждает примером из собственной практики. По сравнению с прошлым годом, сейчас в ее классе посещаемость онлайн-уроков приблизилась практически к 100%. Все эти положительные изменения касаются технической стороны процесса.
Остальные его составляющие вызывают нарекания со стороны учителей. Во-первых, нет живого общения, во-вторых, не всегда удается проконтролировать, чем занимается ученик вовремя онлайн-урока, ограниченное время уроков не дает возможности учителю объяснить запланированный материал в полном объеме.
Людмила Лебедева, учитель биологии общеобразовательной школы №1
В дистанционном обучении можно найти что-то хорошее, но такое обучение не дает того общения живого, которое присутствует на уроке. Учитель не может проконтролировать, записывает ли ребенок тему или нет. У некоторых учеников компьютеры, в которые не вмонтированы веб-камеры. Дети просто слышат меня, а я их. Иногда исчезает звук у детей или исчезает звук у учителя. Поэтому такие технические неполадки вызывают затруднения в общении. Ты не видишь глаз ребенка, ты не можешь с ним контактировать.
Наталья Халаим, учитель истории общеобразовательной школы №1
Одно, когда у тебя в классе дети, с которыми ты общаешься, видишь их глаза, радуешься и грустишь вместе с ними. Другое, когда у тебя экран, на котором, хорошо если два — три ученика могут включить видеокамеру. А так общаешься с черным экраном, отдаешь этому все свои силы, готовишься. Я сегодня все свои семь уроков отработала, но видела очень мало детей. Поэтому психологически очень тяжело и результаты не впечатляют.
С негативным мнением учителей о дистанционном обучении согласна и часть родителей. Не у всех есть возможность проконтролировать своих детей, когда сами родители находятся на работе. А если в семье несколько учеников, которые вынуждены одновременно заниматься онлайн, то это ещё одна большая проблема — она состоит в возможности предоставления всем детям гаджетов. Проблемы есть и в зависании интернета, проблемы в наличии помещения, где бы каждый ребенок смог заниматься отдельно. С такими трудностями столкнулась мама четверых детей Наталья Кнышук.
Наталья Кнышук, многодетная мама
Проблема первая — это техническое оснащение. То есть администрация школы мне озвучила, что я должна всех детей обеспечить гаджетами: ноутбук, планшет или телефон. В семье, в которой четверо детей, купить три ноутбука, это очень большая проблема. Это не просто проблема — это катастрофа. В следующем году у меня будет четверо учеников и мне придется еще один ноутбук купить. Вторая проблема в том, что все трое не могут заниматься одновременно. Например, у них сегодня была видеоконференция и детей начало выбивать из нее. Дети нервничают и психуют.
Единственным выходом из этой сложной ситуации, который поддерживают многие родители, учителя и дети, станет возвращение к нормальному учебному процессу непосредственно в школах. Возможно дистанционная форма обучения имеет право на жизнь, но как показала практика, пока не все мы к ней готовы.
Напомним, санитарным регламентом для учреждений общего среднего образования, утвержденным приказом МОЗ Украины, установили продолжительность занятий во время дистанционного обучения.