Первым отопительным оборудованием в Южном был электрообогреватель. Зачастую самодельный, по-народному, “козел‟. Такому прибору не было альтернативы в строительных вагончиках, в том числе и в первом медпункте.
Поскольку электричество на стройку подавалось по временным электролиниям, перебои со светом случались часто. Только “козел‟ отключился — в помещении мгновенно становилось холодно.
Намерзлась и семья Елены Егоровны Нестеренко, которая в первой многоэтажке по Григорьевского десанта, 22, готовящейся к сдаче в эксплуатацию, была за дворника, кладовщика и охранника. Зима 1978 года была ранней, в ноябре стояли морозы. Стены дома промерзали настолько, что изнутри покрывались инеем. “Козел‟, которым приходилось отапливать комнату, не спасал. Спали в ватниках, теплых носках.
Но к заселению 28 декабря все системы жизнеобеспечения первого многоэтажного жилого дома были подготовлены. В частности, тепло подавала топочная на твердом топливе, оборудованная через дорогу от дома. Первые трое суток кочегары отработали на совесть, а вот в ночь на 1 января по понятным причинам подкачали. Но новоселы не растерялись: насобирали сухих веток, обломков досок, говорят, еще и деревянный забор какой-то разобрали — подбросили дровишек в котел. И этот факт запомнился, как одно из приключений первой новогодней ночи в Южном.
Но на самом деле отопление разрастающегося жилого сектора — дело не шуточное! В обеспечении поселка теплом необходима была стабильность и надежность. С этой целью ударными темпами велось строительство котельной.
Как раз к тому времени на развивающийся под Григорьевкой Одесский припортовый завод был направлен выпускник Одесского политехнического института Сергей Назаренко. На него, дипломированного специалиста по промышленной теплоэнергетике, на строящейся котельной были возложены обязанности мастера смены — как раз осенью 1979-го на объекте велись пусконаладочные работы.
В тот период уже в домах по Ленина (в настоящее время проспект Мира), 15, 17, 17а, Григорьевского десанта, 22 и 22а жили люди, готовилась к заселению многоэтажка по Химиков, 30/16. К зиме в дома нужно было подать тепло. Так что крайний срок сдачи в эксплуатацию котельной был назначен на ноябрь.
Задача была выполнена. Пуск котлов состоялся в ноябре. А вот с точной датой ввода в работу оборудования в исторической справке произошла нестыковочка. Юбилеи своего предприятия, в частности и 40-летие в 2019 году, современный коллектив КП “Южтеплокоммунэнерго‟ на основании архивных документов отмечал 16 ноября. Но есть основания предположить, что эта дата была “подогнана‟ под планы партии и правительства. На самом деле запуск котлов был произведен 25 ноября 1979 года.
Девять дней разницы в сроках — не повод восстанавливать истину в документах. Просто тема интересная и трогательная. Кто-кто, а Сергей Николаевич Назаренко точно знает реальную дату запуска котлов и ошибиться не может. Ведь в тот же день, 25 ноября 1979 года, родилась его дочь.
Тогда, даже несмотря на такое важное событие в личной жизни, мастер смены не мог покинуть работу в ответственный момент пуска котлов. Да и позвонить-то было неоткуда. Освободившись только в час ночи, поймал самосвал и помчался в Одессу. В роддоме порадовали рождением дочери.
В первом квартале 1980-го котельная прошла инспекторскую проверку Госгортехнадзора. По результатам был подписан акт о приеме объекта в эксплуатацию.
А Сергей Николаевич Назаренко, к слову, прошел трудовой путь от начальника смены на пуске котельной до исполняющего обязанности директора Одесского припортового завода. За значительный вклад в развитие Южного отмечен званием почетного гражданина города.
Но при всех своих производственных и общественных заслугах перед Южным самым важным обстоятельством, которое сроднило его с этим городом, Сергей Николаевич считает рождение здесь двух своих детей. Поэтому всегда искренне старался использовать свой опыт и способности на благо родного города.