Уже более года мир живет в условиях пандемии COVID-19, которая повлияла на всех: от малого бизнеса до экономики стран. Но в это время есть и те, кто не только сумел удержаться на плаву, но и приумножить свой капитал, стать более успешными. В портовой отрасли, например, растущие объемы перевалки на основных торговых путях показали, что в выигрыше оказываются те, кто инвестировал в развитие портовых мощностей.
В Украине одним из таких примеров является группа терминалов ТИС — крупнейший стивидорный оператор в стране. В пандемический год ТИС привлек в Украину одного из крупнейших мировых контейнерных операторов DP World (приобрел контрольный пакет акций контейнерного терминала ТИС), чем усилил позиции лидера среди специализированных морских терминалов Украины.
Контейнерный терминал ТИС — самый динамичный в Украине по показателям грузооборота. В 2019 году рост грузооборота в контейнерах превысил 75%.
Также морской транспортный узел ТИС победил в двух номинациях Национального морского рейтинга Украины-2020 и возглавил рейтинг крупнейших портовых операторов Украины по итогам работы в прошлом году, укрепив лидерство и продемонстрировав по итогам коронавирусного года “жизнеутверждающую‟ цифру — 36,6 млн тонн. В годовом сравнении перевалка выросла на 10,5% или почти на 3,5 млн тонн. Этот частный порт обработал каждую четвертую тонну грузопотока, проходящего через порты Украины.
ТИС — крупнейший морской транспортный узел в Украине. Оперирует 5 специализированными морскими терминалами и собственной железнодорожно-инженерной инфраструктурой. Созданный в 1994 году. Ежегодно терминалы ТИСа открывают украинским экспортерам и импортерам доступ к международным рынкам производства и потребления зерновых, угольных, руды, различных товаров народного потребления. Более 800 судозаходов в год связывают ТИС с более чем 1 500 портов по миру. Один из крупнейших налогоплательщиков в Одесской области и в портовой отрасли, который по итогам 2020 года уплатил более 1,8 млрд грн налогов и сборов в бюджеты.
Если смотреть на мировые тенденции, то примеров развития в пандемический год в портовой отрасли немало, одним из таких является строительство контейнерного терминала в Тунадале, Швеция.
В мае этого года шведская строительная компания Peab уведомила о подписании контракта с SCA Logistics на строительство в Швеции нового контейнерного терминала. Он будет расположен вблизи будущего логистического парка Sundsvall в порту Тунадал, который находится на берегу Ботнического залива в центральной части страны.
SCA Logistics — дочерняя компания Svenska Cellulosa Aktiebolaget — крупнейшей в Европе целлюлозной компании, которая уже владеет контейнерными терминалами в близлежащих Сундсвалле и Умео.
Новый инфраструктурный объект необходим для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на целлюлозу и пиломатериалы. Поскольку контейнеры все чаще используются для перевозки как целлюлозы, так и изделий из древесины, по данным SCA, за последние пять лет объем контейнерной торговли через Тунадал более чем удвоился.
Начало строительства контейнерного порта намечено на осень текущего года, завершение — на осень 2023-го.
Помимо строительства терминала, в акватории будут проведены дноуглубительные работы, терминал сможет принимать суда с осадкой 15 м вместо нынешних 12 м, а также построена новая набережная, где будут проведены капитальные фундаментные и свайные работы, созданы новые площадки для обработки грузов, проведен комплекс работ по обеспечению терминала электричеством, водой, отводом канализации и т. д.
Новый контейнерный терминал будет расположен рядом с новым логистическим парком Сундсвалля. Последний задуман как транспортный узел, где пересекаются автомобильный, железнодорожный и морской транспорт.
Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон мировой экономике, но есть те, кто показывает: даже в самое сложно время можно стремиться и достигать успеха в своем деле.
Напомним, что ТИС в тройке рейтинга “Зерновые терминалы Украины‟ 2020 года — по перевалке зерна и шрота у причала с учетом СТС-операций у причала и на рейде, а также по перевалке зерна у причала без барж.
По материалам “Время развития. 7 мировых проектов в портовой отрасли, которым не помешал коронакризис‟.