1993 годом датирована книга профессора, академика Академии строительства Украины Юрия Омельченко. Свыше 30 лет Юрий Михайлович работал главным инженером ГП “МТП “Южный‟, удостоен звания “Почетный гражданин города Южного‟.
Исследование Юрия Михайловича развивает тему влияния портовых сооружений на окружающую среду. Один из разделов посвящен началу строительства порта в акватории Малого Аджалыкского лимана и припортового завода.
В восьмой пятилетке предусматривалось строительство порта на Черном море, поскольку действующие порты не справлялись с перспективным грузооборотом. Была создана специальная комиссия для выбора места строительства нового порта на северном побережье Черного моря.
Обследовать побережье комиссия двинулась от Одессы на восток по пересыпям. Гирла Большого и Малого Аджалыкских лиманов, кстати, не вызвали у комиссии никакого интереса, поскольку, во-первых, находились поблизости к Одесскому порту, а во-вторых, водное зеркало Малого Аджалыкского лимана составляло всего-навсего 470 гектаров. Тогда как акватория нового порта должна быть не менее 3 000 га.
После всех исследований комиссия рекомендовала для разработки технико-экономического обоснования целесообразности строительства нового современного морского порта в районе затоки Джарылгач и Березанского лимана. Но все эти решения залежались без движения. То был период застоя…
Но заканчивалась пятилетка, и приближался срок рапортовать о начале строительства порта.
Проблему решили таким образом. В сентябре 1970 года по заданию Черноморского пароходства выполняется проектная документация о целесообразности размещения нового порта в Малом Аджалыкском лимане, расположенном в 30 километрах от Одессы. Главным аргументом было то, что в Одессе есть строительный трест. Соответственно не нужно создавать новую строительную организацию со всей необходимой инфраструктурой.
Каждое утро из города на лиман трест направлял десант из рабочих, а вечером они возвращались назад. Бригады начали копать на правом берегу лимана котлован под двухэтажное общежитие. Это дало им формальное право рапортовать высшим инстанциям, что приступили к строительству нового порта на Черном море. Еще даже не была разработана проектная документация. Руководители области добились разрешения строить порт по отдельным рабочим чертежам без обобщающего проектного задания.
Пришлось много усилий и средств использовать для укрепления западного берега моря, прилегающего к подходному каналу. Поскольку берег укрепляли отсыпкой разнородных почв и навалом камней, в осенне-зимний период дамбу размывало мощными штормами.
Гигант химической промышленности мирового уровня, как оказалось, тоже вырос на Черноморском побережье лишь благодаря некоей “детальке‟. Согласно действующему в те времена законодательству строительство промышленных комплексов в трехкилометровой прибрежной зоне было запрещено. Поэтому в состав нового порта включили объект под скромным названием Одесский припортовый завод. Поскольку завод вошел в состав порта, то вроде бы к промышленности не имел никакого отношения — он же припортовый… Со временем завод вырос в могучего химического гиганта и оказалось, что на самом деле это не портовой завод, а призаводской порт.
Напомним, к началу функционирования нового актового зала Южненского горсовета подобрали такое мероприятие, чтобы новые стены с первых минут пропитались духом морали, общечеловеческих ценностей.