В разное время заболевания уносили от десятков до тысяч жителей. И, не смотря ни на что, Южная Пальмира устояла. Сегодня найти на просторах интернета информации о той или иной вспышке можно много. Мы решили напомнить нашим читателем, как в разные года справлялись градоначальники с эпидемиями.
Первая напасть посетила город, когда ему было чуть больше 10 лет, во времена правления Ришелье. Когда от чумы люди начали умирать быстро и много, губернатор принимает решение: разделить город на 5 районов. И каждый он, вместе с инспектором и доктором посещал и наблюдал за развитием ситуации. При необходимости - вводился карантин. Четверо из пяти докторов, заразившись, скончались. Для изоляции зараженных районов использовались вооруженные отряды казаков. Примерно на 100 верст вокруг города правительство установило санитарный кордон (от Буга до Днестра). Продовольствие доставлялось в город только по одной хорошо контролируемой дороге. Рискуя быть убитым, никто не смел покидать свое жилище без специального разрешения. Продукты разносили по квартирам дважды в день специальными командами. Все общественные, торговые, культовые заведения были закрыты. Помощник герцога Стемпковский сравнивал город с огромным склепом.
Стоит отметить, что Ришелье не боялся посещать лазареты, общался с больными, помогал хоронить умерших. Напуганное население делало то немногое, на что было способно во избежание заражения. Одни смолили одежду, другие мылись в море, стирали в нем одежду. Ришелье считал деньги одним из основных передатчиков заразы. Поэтому монеты перед расчетом промывались в уксусе. Для обеззараживания воздуха на улицах разжигали костры.
Дома жертв чумы отмечались красным крестом. Каторжники в черных просмоленных кожаных одеяниях, закованные в кандалы, посылались в зараженные помещения для их очистки через двадцать дней после выноса умерших. Пик наивысшей смертности пришелся на весну 1813 года, когда болезнь уносила несколько десятков жизней ежедневно. К зиме 1813 года чума начала отступать, а в феврале 1814 года город был объявлен "освобожденным от чумы", хотя отдельные случаи заражения проявлялись до августа. После шести месяцев эпидемии число ее жертв составило 2632 человека. По сегодняшним меркам, цифра не такая и большая, однако стоит только взглянуть, как долго длился карантин, чтобы каждый десятый житель города (на тот период) не умер.
Во второй раз чума пришла в Одессу в 1829 году. Тогда, наученные предыдущим опытом, удалось недопустить ее распространения. Заболело 288 человек, а умерло 219. В третий раз чума пришла в 1837. Заболело 125 из которых 108 умерло. Потом была чума в 1902 году. И пришла она с Привоза и чумных крыс.
Тогда удалось очень быстро ее ликвидировать и недопустить распространение. Последний раз чума посещала Одессу в 1910 году, охватив также 78 губерний и областей по всей империи. Предположительно, занесена на судах из Гонконга.
В память об эпидемии в Одессе остался ряд памяток. Самый известный - гора "Чумка", несмотря на распространенное мнение, что там захоронили умерших, не имеет к этому никакого отношения. Это, можно сказать, памятник Одесским дорогам, ведь там была строительная свалка, образованная в результате ремонта дорог в городе. Действительно чумных больных хоронили в районе парка Шевченко, Усатово, Нерубайском и на Малом Фонтане. В любом случае, город выстоял.
Не стоит забывать, что каждая эпидемия - это урок для будущих поколений. И даже из сегодняшнего коронавируса человечеству тоже придется извлечь много чего полезного. Первое, это медицина. Какой бы высокой она не была, всегда найдутся изъяны. Второе - методы борьбы с распространением. Карантин действительно должен быть. И третье - человечность. Именно в такие периоды можно понять, кто действительно тебе друг, а кто - китчится на фоне всего происходящего.
Фото из открытых источников