Первая трудовая победа коллектива Одесского припортового завода вошла в хронологический календарь предприятия 30 июня 1978 года. Это дата пуска в эксплуатацию двух линий по перегрузке жидкого аммиака и суперфосфорной кислоты цеха перегрузки аммиака. Тем не менее еще полгода ОПЗ значился неработающим предприятием. В этот период началась активная работа по монтажу агрегата производства аммиака, введение в эксплуатацию которого было, собственно, главной целью создания химического предприятия.
В советские времена экономику двигал механизм ускорения производственных нормативов и опережения плановых сроков. Но даже в таком режиме запуск аммиачного производства за неполных полгода не представлялся возможным. Некоторые иностранные специалисты — представители фирм Франции, США, ФРГ, отвечающие за поставки оборудования для Одесского припортового завода, пожимали плечами: “В такие сроки запустить производство — уму непостижимо!..‟ Да и отечественная практика строительства крупных химических объектов таких темпов не знала. Но вот.
Аммиачное производство очень сложное и энергоемкое, оно требует при монтаже исключительной точности, аккуратности, повышенного внимания…
Положение на сооружении печи риформинга первого агрегата сложилось нелегкое. В те дни на остове этого объекта висел плакат, прикрепленный профсоюзными активистами: “Чтобы сдать объект в срок, необходимо в день сварить не менее 15 стыков, монтировать не менее 16 изомерий‟. В нормы монтажники не укладывались, отставание нарастало. Что делать? Тогда оперативный штаб обратился к труженикам с призывом направить на печь лучших сварщиков, монтажников. И коллективы выделили людей, хотя у них самих было немало проблем на участках. Отставание ликвидировали общими усилиями. В числе направленных на подмогу опытных работников был и Анатолий Тимофеевич Загорулькин.
по воспоминаниям Анатолия Тимофеевича Загорулькина, оператора риформинга
Оборудование было уже фигурным, полумонтажным, трубы изогнутыми. Тем, кто уже строил не впервые, проще было разобраться.
Абсорбер весит 212 тонн, его высота 66 метров.
Чтобы поднять такую “свечу‟, требовалось не менее месяца. Но такой срок задерживал смежников — изолировщиков, наладчиков, эксплуатационников. На Одесском припортовом заводе абсорберы начали поднимать по новому методу: собирать колонну на земле и потом в смонтированном виде ставить на фундамент.
из статьи в “Рабочей газете‟ № 27 за 13 июня 1978 года (архив музея города Южного)
Бригада Богдана Ильича Дубчака начала подготовительные работы в полночь, чтобы к концу следующего дня установить этот сложный агрегат. Вместе с монтажниками на площадке был автор технологии подъема Николай Яковлевич Черевайко, специально приехавший в Одессу из Донецка. Сварщики И. Покотилов, А Русский, П. Сорочун, слесари Д. Скрипник, А. Новохатский приварили огромный уникальный шарнир.
Работы было много, люди спешили. Крановщик беспокойно поглядывал на прибор за спинкой своего кресла. Норд-ост был на грани 4,5 балла — если он усилится до пяти, подъем придется отложить. Но вот начальник участка Михаил Сергеевич Зубарев подал команду: “Вира!‟ И серебристая “сигара‟ абсорбера медленно поползла вверх.
Прошло еще почти два с половиной часа. Наконец абсорбер поднят. То, на что раньше уходили месяцы, свершилось менее чем за сутки.
Таким образом монтаж газгольдера завершили за 81 день вместо 170 плановых. Шутка ли, за пять месяцев смонтировать агрегат аммиачного производства, который по сложности не уступит иному заводу!
Вопреки всем сомнениям в канун 1979 года информация о трудовой победе строителей ОПЗ облетела весь мир — агрегат аммиачного производства выдал первую продукцию! 28 декабря 1978 года ознаменовало пуск Одесского припортового завода. Но
1 декабря 1978 года в цехе разделения воздуха еще не действующего завода промышленным способом получена азото-водородная смесь, необходимая для пуска аммиачного производства.
До пуска производства оставались считанные дни.
из статьи в “Рабочей газете‟ № 44 за 24 ноября 1978 года (архив музея города Южного)
Строители и монтажники, которые готовят к сдаче государственной комиссии первый агрегат производства аммиака, в своих встречных планах называют новый срок пуска агрегата — 15 декабря. Это на 10 суток опережает сроки, намеченные в социалистических обязательствах.
Но, как свидетельствуют материалы, заводчанам таки пришлось вернуться к дате, обозначенной в соцобязательствах.
25 декабря 1978 года все четыре главных компрессора аммиачного агрегата были пущены на полные обороты. Скорость вращения турбины достигла 11 200 оборотов в минуту. Началось промышленное испытание агрегата.
28 декабря 1978-го была получена первая продукция. Это был итог большой предшествующей работы по налаживанию производства. Выдающееся событие запуска цеха производства аммиака пришлось на смену Валентина Александровича Говорова.
по воспоминаниям Анатолия Тимофеевича Загорулькина, оператора риформинга
Валентина Говорова я знал еще по Северодонецку — опытный, квалифицированный специалист. И бригада под его руководством подобралась боевая: Журавлев, Серебрянский, Стороженко.
В этой смене был получен первый жидкий аммиак — 1 360 тонн.
Комплекс действует! Так началось движение жизни на агрегате аммиака.
30 декабря состоялся торжественный митинг, посвященный введению в эксплуатацию первой очереди аммиачного производства.
Напомним, на возведении города для заводчан и портовиков строительные вагончики олицетворяли все сферы жизнедеятельности общества.