История Южного начинается с 1978 года, когда населенный пункт и название получил, и первых новоселов комфортабельным жильем порадовал. Но был еще, так сказать, доисторический период продолжительностью в два года, когда на территории будущего города господствовали строительные вагончики. С них, собственно, и началось строительство Южного.
26 октября 1976-го на площадку ретрансляционной вышки в Сычавке прибыла бригада с заданием пробивки геодезических ходов для строительства нового населенного пункта.
по воспоминаниям Ярослава Васильевича Стадника, члена стройбригады (архив музея города Южного)
Первым делом возле вышки ретранслятора установили строительный вагончик, соорудили дизельную станцию для обеспечения прорабской электричеством. Потом поставили еще несколько вагончиков: бытовку, столовую, склад.
Весной следующего года в таком виде картина строящегося города предстала перед глазами группы энтузиастов, сорванных с насиженных мест пропагандистскими статьями о возведении под Одессой нового города.
по воспоминаниям Людмилы Григорьевны Калининой, сварщицы (архив музея города Южного)
По глубокой колее побрели мы на подъем в степь. Кого здесь искать, к кому обращаться? Увидев строительный вагончик, я обрадовалась: начальство наверняка здесь.
Да, Людмила Григорьевна обратилась по адресу. И ее причастность к великой стройке под Одессой, а в последствии и всесоюзная трудовая слава началась со строительного вагончика, затерявшегося в раскисшей от весенних дождей сычавской степи.
Его величество вагончик был центральным объектом стройки. В прорабском вагончике разрабатывали производственные задания, оформляли документы, проводили наряды. В бытовую забегали отогреть закоченевшие руки, перекусить, забить партейку в домино. И не только. На строительной площадке вагончики олицетворяли все сферы жизнедеятельности общества.
В 1977 году при закладке жилого массива среди строительных кранов установили вагончик голубого цвета. Вскоре на нем появился большой красный крест и надпись “Здравпункт‟. Разделили вагончик на три комнаты: прием больных, процедурная и физиотерапевтический кабинет. Медицинской сестрой была оформлена Мария Химченко, которой приходилось работать по двенадцать часов в сутки. В вагончике с красным крестом начинала работу и уважаемый в Южном педиатр Наталья Анатольевна Басалкина, в то время “догруженная‟ половиной ставки заведующей здравпунктом. На тот период медпункт расширили, добавив под нужды медицины еще один вагончик.
Строительный вагончик, представьте себе, стал родоначальником и Южненского городского совета.
Евгения Васильевна Степанюк, председатель Сычавского сельсовета (1979 год)
Кроме нескольких жилых многоэтажек, в Южном не было других зданий. Для проведения голосования по выборам поселкового совета первого созыва в марте 1979 года был установлен вагончик на два отделения. Разместили его почему-то подальше от жилого массива, прямо в чистом поле, приблизительно в районе современной пекарни. Многие вагончики обходились без света, а этот сразу подключили к электричеству. Оформили вагончик соответствующей наглядной агитацией, установили урны для голосования, из ткани соорудили кабинки — избирательный участок соответствовал всем требованиям законодательства.
Вот и выходит, что местная власть в Южном тоже родом из строительного вагончика и своей легитимностью обязана безупречно организованному здесь 42 года назад голосованию.
Напомним, за 40 лет заимствованное из русской речи название города Южный ассимилировалось в украинском языке и уже не режет слух. По крайней мере, самим южненцам.
Татьяна Ерошенко-Афанасьева, директор музея города Южного.