В школе ребенок постепенно готовится ко взрослой жизни, чтобы занять свое место в обществе. Немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Школьное самоуправление предусматривает привлечение всех учащихся к делам образовательного учреждения. Но это не управление одних детей другими. Смысл самоуправления заключается в обучении всех учеников основам демократических отношений в обществе. Они должны научиться управлять собой, строить свою жизнь в коллективе.
В южненской первой школе ученическое самоуправление возродилось с приходом в учреждение педагога-организатора Анны Студниковой.
Анна Студникова, педагог-организатор Южненского УОСО № 1
Это работа в коллективе, проявление лидерских качеств, общение между собой и с учителями, налаживание сотрудничества. Также самоуправление развивает коммуникативные навыки, которые очень необходимы. В школьном самоуправлении существует такая иерархия, как в стране. В первой школе это “Страна мечтаний‟. У нас есть президент школы, премьер-министр, есть свои министерства, старосты. Они все подчиняются друг другу.
Президентом “Страны мечтаний‟ является ученик 11-В класса Виталий Звижинский. Прежде чем возглавить школьное самоуправление, он прошел серьезную избирательную кампанию. Виталий признается, что борьба за должность была сложной. Подать свою кандидатуру на пост президента он решил, чтобы попробовать свои силы в качестве представителя ученического сообщества в коммуникации с учителями.
Виталий Звижинский, президент школы
Я решил в 11 классе проверить себя, что я могу предложить нашей школе. К сожалению, я учусь последний год и хочу оставить свой вклад в жизни любимого образовательного учреждения. Было тяжело, потому что у каждого есть множество интересных идей. Правда, иногда наши идеи совпадали, именно в этом и возникали трудности. Из избирательной кампании самое важное для меня и для всех — это возобновление работы министерств. Когда я пришел, было очень мало информации относительно старост, министров. Поэтому мы с самого начала обновляли всю эту информацию, это было очень важно и у нас все получилось.
Вместе со своей командой президент школы возобновил шесть министерств: образования и науки, пресс-информации, спорта и здоровья, дисциплины и порядка, культуры и отдыха. Конечно же, школьное самоуправление тесно контактирует и с педагогами. Взгляды на развитие школы у учителей и учеников иногда разняться. Но благодаря их сотрудничеству всегда находятся решения и компромиссы в тех или иных вопросах.
Ольга Кнышук, директор Южненского УОСО № 1
Я, например, могу обратиться к президенту или его заместителям и прощупать тот или иной вопрос. То есть узнать их точку зрения, их видение того, что мы им предлагаем. Это связь, и она очень важна. Все-таки мы все — участники образовательного процесса: и педагоги, и дети, и родители. Мы все в равной степени должны строить нашу образовательную систему, которая действует в учреждении. Поэтому это должно быть обязательно.
Педагоги вместе со школьниками составили сетку мероприятий. По словам Анны Студниковой, шли на компромисс: дети проводят интересные для них мероприятия, но помогают учителям выполнить план обязательных.
Возрождение ученического самоуправления в первой школе имеет ряд положительных моментов. Увеличилось число школьников, желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах. Также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия. Кроме того, в рамках школьного самоуправления дети получают возможность отстаивать свои права и интересы.
Напомним, начат прием документов на получение стипендии одаренным детям от Одесского областного совета. На стипендию могут претендовать одаренные дети от 8 до 18 лет.