Сегодня библиотеки меняют свою роль — с книгохранилищ становятся центрами развития громад, пространствами, где происходит активное социальное взаимодействие и громадотворение. Естественным становится процесс обратного влияния: библиотеки меняют громады, а громады в свою очередь меняют библиотеки в соответствии с запросом и потребностей местных жителей. В отличие от мирового опыта, практика привлечения жителей к управлению библиотеками в настоящее время не является распространенной в Украине, передает Децентрализация.
Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “О библиотеках и библиотечном деле‟ № 5002 впервые в истории развития украинских библиотек предлагает понятие Попечительского совета (статья 19). Согласно законопроекту, основатель библиотеки может создать попечительский совет библиотеки как совещательный коллегиальный орган, основной задачей которого является содействие развитию библиотеки.
Создание такого совещательного органа позволит громаде влиять на развитие библиотеки: формировать стратегию, адвокатировать потребности библиотек, привлекать дополнительные ресурсы, распространять информацию о деятельности и привлекать широкое внимание к деятельности и важности библиотек.
Мировой опыт
В мире культура участия громады в управлении библиотеками является развитой и имеет более чем столетнюю историю. Например, Американская ассоциация попечителей библиотек была создана еще в 1890 году. Друзья библиотек в Великобритании могут проследить свое происхождение еще со времен Елизаветинской эпохи. Во Франции первая группа была основана в 1913 году для поддержки Национальной библиотеки Франции.
В США действует национальная сеть “Объединенные для библиотек‟, что объединяет энтузиастов и сторонников, которые верят в важность библиотек как социальных и интеллектуальных центров громад.
Формы участия общественности в управлении библиотекой
Существует две формы участия граждан в управление библиотеками: Библиотечный совет и Группы друзей библиотек. Главная разница заключается том, что Библиотечный совет вырабатывает стратегию развития библиотеки и нанимает директора библиотеки, а Группы друзей преимущественно являются благотворительными инициативами, которые ищут дополнительные ресурсы для развития, защищают интересы библиотек и пользователей, играют роль “мостика‟ между громадой и учреждениями.
Что важно, и Библиотечный совет и Друзья библиотек состоят из добровольцев, работающих бесплатно.
Такие библиотечные советы существуют в провинции Саскачеван в Канаде. Совет публичной библиотеки — это руководящий орган управления с полномочиями управлять делами библиотеки в рамках Акта о публичных библиотеках Саскачевана 1996 года. Библиотечные советы есть разных уровней: муниципальные (в городах), региональные советы для каждой сети, местные советы для каждой библиотеки-филиала (в селах и городках).
Совет не занимается ежедневной операционной деятельностью, а обеспечивает достижение миссии и направлений деятельности, осуществляет стратегическое управление. В состав муниципального совета входят мэр и один член городского совета плюс другие члены, назначенные городским советом. В состав регионального совета входит один член, который назначается руководящим органом региона на каждые 5 тыс. населения. Местные советы библиотеки назначаются местными органами власти. В Юго-Восточной библиотечной сети (Southeast Regional Library) провинции Саскачеван насчитывается 47 местных советов библиотек, 383 члена советов. Всего более 2,5 тыс. граждан провинции Саскачеван с 1 млн населения добровольно являются членами библиотечных советов на разных уровнях.
Итак, мировой опыт с многолетними традициями привлечения жителей к управлению библиотеками должен стать ориентиром для развития украинских библиотек. И главным шагом станет принятие Верховной Радой Украины проекта Закона о внесении изменений в Закон Украины “О библиотеках и библиотечном деле‟, который легитимизирует возможность громад активно влиять и брать ответственность за развитие, что в свою очередь ускорит трансформацию библиотек в современные центры развития громад.
Напомним, законопроект № 4298 о полномочиях ОГА и РГА повторно направили парламенту для рассмотрения во втором чтении.