Морская Палата Украины (МПУ) отмечает, что намерения председателя Государственной экологической инспекции (ГЭИ) Андрея Малеваного опасны для бизнеса и не согласуются с требованиями действующего законодательства. Речь об инициативе главы ГЭИ о внесении изменений в Положение о ГЭИ о предоставлении инспекции официального статуса правоохранительного органа, после чего сотрудники ведомства смогут проводить проверки в морских портах.
Андрей Малеваный, глава ГЭИ
Тогда за недопуск инспектора на предприятие нарушитель будет подпадать под действие статьи 343 Уголовного Кодекса Украины. Она предусматривает штраф 50-200 необлагаемых минимумов доходов граждан, исправительные работы или арест до 6 месяцев.
Он обвинил АМПУ в "саботаже проведения проверок в портовых зонах" и объявил о своем намерении "на высшем государственном уровне ставить вопрос о восстановлении полноценной работы инспекторов в южных портах".
В свою очередь МПУ объясняет, что, во-первых, инцидент, который произошел за пределами территориального моря Украины (16 морских миль от берега), пытаются использовать как основание для отмены установленного порядка взаимодействия администрации морского порта с ГЭИ в случае выявления инцидентов загрязнения в акватории порта. Территориально и нормативно это разные основания для контроля, и такая подмена понятий выглядит откровенной манипуляцией.
Во-вторых, основания для предоставления статуса правоохранительного органа с целью применения ст. 343 Уголовного кодекса, на самом деле, более чем сомнительны. Глава ГЭИ де-факто предлагает две вещи: увеличить нагрузку на действующие правоохранительные органы: органы предварительного расследования, прокуратуру, суды, а также давить на бизнес для допущения инспекторов к проверкам, без учета правил и процедур, предусмотренных Законом "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". При этом глава ГЭИ сделал эти заявления, несмотря на действие моратория на проведение проверок в связи с негативными явлениями, вызванными COVID-19.
Как считают специалисты морской отрасли, для морских портов Украины это будет означать риск возврата к практикам безосновательных и необоснованных задержек судов.
В соответствии с предоставленными полномочиями, ГЭИ осуществляет государственный надзор (контроль), и при этом не несет никакой ответственности за убытки, которые наносятся в результате противоправных действий инспекторов. По результатам рассмотрения многочисленных судебных дел установлена неоднократная противоправность действий инспекторов ГЭИ при проверке судов. При этом, ни один из инспекторов ГЭИ не привлечен к ответственности, подчеркивается в публикации.
МПУ призывает Кабинет Министров Украины не допустить возвращения практики коррупционно-мотивированных необоснованных проверок судов под иностранным флагом инспекторами ГЭИ. Экологическая инспекция годами доказывала свою некомпетентность в морских вопросах, судебная практика последовательно признавала действия инспекторов незаконными, бизнес приложил немало усилий для разработки прозрачных и понятных правил взаимодействия.