На вопрос “Почему в Украине не строят заводы по переработке мусора?‟ председатель Государственной экологической инспекции Украины Андрей Малеваный ответил в новогоднем интервью изданию “Новое Время. Бизнес‟.
Андрей Малеваный, председатель Государственной экологической инспекции Украины
Бизнес по переработке мусора в Украине не может быть прибыльным из-за отсутствия экономических стимулов и лоббизма со стороны владельцев полигонов ТБО, которые предоставляют дешевые услуги по захоронению отходов. Мы должны прийти к тому, когда максимум отходов должны быть вторичным сырьем… 100% отходов должны быть переработаны, 0% — захоронены.
Украина как государство взяла на себя обязательства перед ЕС по уменьшению количества захоронения отходов до 35% в 2030 году (согласно ЗУ “Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2030 года‟ и нормативно-правовых актов ЕС, внедрение которых является обязательным для Украины, в соответствии с Соглашением об ассоциации).
Социологи утверждают, что за последние 3 года вопрос роста количества отходов в списке неотложных вопросов, которые беспокоят население нашей страны, вышел на второе место. Так считает 47,6% среди опрошенных граждан.
Международные обязательства государства и ожидания ее граждан — это мощный рычаг для того, чтобы в Украине начали делать конкретные шаги в сфере обращения с отходами. Но почему, имея такой “кнут‟, в Украине не строят специализированные объекты по переработке отходов?
Ситуацию комментирует Александр Витвицкий, руководитель проектов по энергоэффективности и экологии “Агентства развития Днепра‟.
Александр Витвицкий, руководитель проектов по энергоэффективности и экологии “Агентства развития Днепра‟
Я назову 5 факторов. Во-первых, недостаточные знания о существующих и возможных технологиях обработки отходов. Одним из ключевых факторов, влияющих на строительство в Украине заводов по обработке отходов, есть недостаточные знания на местах о современных эффективных технологиях в сфере обращения с отходами. Различные иностранные и украинские компании лоббируют собственные технологии, считая их лучшими и эффективными. Последние 10 лет активно лоббировалась технология прямого сжигания (подобно киевскому заводу “Энергия‟), но с более современным оборудованием и эффективной, и соответственно дорогой системой очистки выхлопных газов и воды. Строительство таких заводов требует значительных инвестиций (до 1 000 $ за переработку 1 тонны отходов; то есть стоимость завода мощностью 300 тыс. тонн — а именно такая минимальная мощность для городов миллионников — будет составлять 300 млн $) и высоких эксплуатационных расходов (тариф на такую услугу будет составлять не менее 50 $ за 1 тонну сожженного мусора). Ни местные бюджеты, ни граждане оплачивать такие средства неспособны. Кроме того, прямая энергетическая утилизация топлива целесообразна тогда, когда полученную энергию можно использовать с пользой для громады (это выработка электрической или тепловой энергии).
Однако существуют и другие технологии переработки отходов. Например, технология механико-биологической обработки (МБО). И, по мнению профильных экспертов “Агентства развития Днепра‟, именно МБО наиболее пригодна к внедрению в тех условиях, которые сложились в сфере обращения с отходами в Украине. Глубина переработки при такой технологии составляет от 60 до 90% (пример Польши). На ее стороне невысокий уровень инвестиций (от 100 $ до 250 за 1 тонну переработанных отходов) и низкая стоимость эксплуатации (достаточный тариф в пределах 20 $-30 за тонну переработанных отходов).
Во-вторых, незаинтересованность и сопротивление конкретных людей и структур, которые сегодня непосредственно задействованы в системе сбора и захоронения отходов.
В-третьих, несовершенное действующее законодательство.
К сожалению, государство как центральный орган власти до сих пор не создало на законодательном уровне условия и четкие прозрачные правила в сфере обращения с отходами. Наличие четких правил для всех стейкхолдеров позволило бы создать рыночные условия в сфере обращения с отходами, предоставит возможности сделать эту отрасль интересной и прибыльной для потенциальных инвесторов.
В-четвертых, необоснованные тарифы на услуги по обращению с отходами (и в данном случае необоснованно низкие, в отличие от тарифов на газ), низкие экосознание и культура сортировки у граждан. Эти факторы взаимосвязаны друг с другом, ведь мы должны осознавать, что бесплатного в этом мире ничего не бывает. Мы уже понемногу привыкаем, что коммунальные тарифы на отопление, электроэнергию, водоснабжение растут. Так же и в сфере обращения с отходами мы должны осознать, что для того, чтобы вовремя вывозили мусор, а контейнеры для сбора отходов были опрятными и современными, нужно платить соответствующие деньги. Но есть еще одна услуга — это утилизация и захоронение, существующий тариф на которую в настоящее время не является подходящим. В Украине 96% всего бытового мусора закапывают в землю.
В-пятых, слабая позиция местной власти. Опыт стран мира показывает, что решение проблемы с отходами полностью зависит от местной власти (территориальной громады). В случае отсутствия рынка, именно местная власть должна брать на себя ответственность и решать эти задачи.
Напомним, Южненская и Коблевская ОТГ планируют построить мусороперерабатывающий завод возле с. Луговое, чем обеспокоены местные жители. Опыт Швеции показывает, что все возможно устроить цивилизованно.
По материалам “Поводження з відходами/Waste management‟.