Расчеты специалистов показали: и водное зеркало Григорьевского лимана, и берега дают возможность вести масштабное строительство. В Госплане СССР на Григорьевку было получено “добро‟.
Бурное развитие экономических и торговых связей СССР с зарубежными государствами вызвало необходимость строительства нового порта на Черном море. Особая потребность появилась тогда, когда транспортный флот Черноморского пароходства стал пополняться принципиально новыми специализированными судами: супербалкерами, контейнеровозами, ролкерами, газовозами и другими судами, требующими совершенно новой технологии перегрузки, более производительной причальной техники и глубоководных причалов.
Идея строительства принципиально нового глубоководного порта на Черном море принадлежит коллективу института “ЧерноморНИИпроект‟. Она прошла серьезный путь теоретических разработок, согласований, дискуссий. Сомнения касались того, выдержит ли Аджалыкский (Григорьевский) лиман на себе огромные корабли, устоят ли берега водоема под тяжелейшей ношей миллионов тонн груза. И все же расчеты и исследования показали: и водное зеркало, и берега дают возможность вести строительство широчайшим фронтом.
В Госплане СССР на Григорьевку было получено “добро‟. Принятый документ гласил: “Согласиться с предложением отдела транспорта о строительстве порта для перевалки химических грузов в Григорьевском лимане… Разрешить Минфлоту открыть в 1973 году титульный список на проектирование в Григорьевском лимане нового порта, предусмотренного пятилетним планом…‟
Штаб строительства возглавил второй секретарь Одесского обкома партии Владимир Александрович Артамонов. “ЧерноморНИИпроект‟ занялся разработкой технического проекта, срок готовности которого был ориентирован на 15 апреля 1975 года.
Полтора года главных документов технического проекта решили не ждать. По некоторым черновикам “ЧерноморНИИпроекта‟ на определенных участках можно было начинать работы.
По мотивам григорьевских этюдов Алексея Шеренгового:
17 августа 1973-го солнце жарило немилосердно. Песок был таким горячим, что пекло через обувь. Только на земкараване “Фрунзе‟ дышать было легче, несмотря даже на то, что людей на судно набилось больше, чем положено. Оно и понятно, каждому хотелось увидеть собственными глазами, как поднимется первый ковш. На борту судна был размещен транспарант: “Даешь новый порт на Черном море!‟. Настроение у экипажа было приподнятое, ведь ему была оказана высокая честь начала строительства нового порта.
Капитан земкаравана Анатолий Иванович Зденевич почему-то посмотрел на солнце и спокойным тоном отдал команду:
— Давайте, ребята, поехали!
Чуть задрожала от напряжения двигателей палуба. Зазвенели тросы. Затаили дыхание все присутствующие. И тут же радостное “ура-а-а!‟ вырвалось из уст десятков людей. Могучий стальной ковш поднял в своих ладонях первые десятки кубометров грунта.
Так началось прокладывание подходного канала и сама история Григорьевского промышленно-транспортного комплекса.
12 сентября на помощь плавотряду № 6 одесского треста “Черноморгидрострой‟ прибыл новый в пароходстве земкараван “Ильичевск‟. Это судно пришло в Григорьевку от берегов Японии. Его экипаж насчитывал 35 высококвалифицированных специалистов под руководством капитана Василия Тимофеевича Полторацкого. Работа пошла ускоренными темпами. И теперь уже никто не сомневался — новому порту быть!
Первое строительное название порта — Григорьевский. Так его условно называли инженеры-проектировщики, потому что рядом с портом находилось село Григорьевка.
Напомним, что название “Южный‟ для своего города выбрали заводчане.