Архив новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Новости Южный » Главные события дня » Директор ГП “МТП “Южный‟: о положении и планах крупнейшего госстивидора Украины


Директор ГП “МТП “Южный‟: о положении и планах крупнейшего госстивидора Украины

Директор ГП “МТП “Южный‟: о положении и планах крупнейшего госстивидора Украины

С приходом нового министра инфраструктуры Александра Кубракова произошли кадровые изменения и в ГП “Морской торговый порт “Южный‟ — на должность руководителя был вновь назначен Александр Олейник, который уже занимал этот пост с ноября 2019 по август 2020 года. Сейчас его главная задача — сделать из Южного образцовый государственный стивидор. О концессии речь пока что не идет, хотя в долгосрочной перспективе такую возможность не исключают.

Какие инвестиционные проекты хотят реализовать на госпредприятии в ближайшие несколько лет, почему порт так стремится к диверсификации грузов и принесет ли выгоду самому глубоководному порту Украины гипотетический Стамбульский канал, рассказал Александр Олейник в интервью ЦТС. 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟.

— Вы человек, который много лет работает в портовой отрасли. Напомните о своем бэкграунде как руководителя порта.

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Первый порт, работой которого я руководил — ГП “Мариупольский МТП‟. Я возглавил его в непростые времена, когда произошло разделение административной и хозяйственной деятельности портов. Была создана АМПУ, которая с тех пор отвечает за стратегические объекты и координирует развитие каждого порта. Мариупольский порт достаточно успешно работал, в 2013 году мы достигли показателя перевалки в 15,5 млн тонн.

Однако в 2014 году, с началом войны, большинство грузопотоков промышленного Донецкого региона было потеряно. Порт — градообразующее предприятие для Мариуполя, поэтому мы не опустили руки, а приложили максимум усилий, чтобы сохранить предприятие и рабочие места для сотрудников. И нам это удалось.

— Расскажите о результатах работы ГП “МТП “Южный‟ в прошлом году? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

2020 год был самым успешным для предприятия. Грузооборот достиг рекордных 18,810 млн т, нам удалось привлечь новые грузопотоки: Ferrexpo, “Метинвест‟, транзитный грузопоток компании “Металлоинвест‟, импортный уголь. Предприятие получило 470 млн грн чистой прибыли, налоги составили — 1,250 млрд грн. Средняя зарплата в 2020 году — 32 тыс. грн, у докеров-механизаторов — более 50 тыс. грн.

— Этот год для госстивидора пока менее успешен — по итогу 7 месяцев перевалка сократилась на 25% по сравнению с прошлым годом. Какие причины и как планируете восстанавливать грузооборот? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Некоторое время я здесь не работал — с сентября 2020 года. К сожалению, за это время были утрачены объемы грузопотоков. По приглашению нового министра инфраструктуры с 31-го мая 2021 года я снова возглавил предприятие, чтобы продолжить его развитие.

Первое, что мы сделали — это заключили контракт с компанией “Метинвест‟ на ежемесячный объем 1,2 млн т ЖРС. Это позволяет порту иметь стабильную загрузку и планировать свое развитие. За июнь–июль мы перевалили 3,172 млн т грузов. По оперативным данным, прибыль составила 56 млн грн. В августе планируем перегрузить порядка 1,470 млн т.

— Кроме “Метинвеста‟, ведете переговоры по привлечению еще каких-то клиентов? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Лучший подход — это диверсификация грузов, поэтому мы рассматриваем возможность работы с другими компаниями. Даже клиент, с которым мы в партнерских отношениях, может со временем уйти к другому поставщику услуг. Это вопрос бизнес-интересов. Поэтому важна взаимозаменяемость потоков, а также транзит. Основные компании, которым мы можем оказывать услуги для экспорта, — это “Метинвест‟, Ferrexpo, “АрселорМиттал Кривой Рог‟, “Металлоинвест‟ и т. д. Это широкая база, которая сможет защитить нас от возможных рисков. Мы продолжаем расширять клиентскую базу и ориентируемся на долгосрочные контракты.

Основная цель — перегружать разные виды грузов. Ключевым все равно останется экспорт ЖРС, но сейчас рассматриваем возможности переработки глины, зерна и других грузов. Это защитит порт от изменений на рынке.

— Если коротко, что из себя сейчас представляет ГП “Морской торговый порт “Южный‟ и как бы вы оценили перспективы его развития?

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Это стратегически важный и самый глубоководный порт в черноморском регионе. 99,9% грузов — навалочные, а именно — железорудное сырье, окатыши, уголь. Также недавно мы отработали технологию выгрузки ветрогенераторов, поскольку был запрос на такой тип груза. По географии направлений перевозок это в основном юго-восточное направление, Китай, реже — Европа.

Передо мной стоит задача от руководства государства и Министерства инфраструктуры — Южный должен стать образцовым мощным портом в течение ближайших лет. Однако, перспективы госстивидора, его конкурентоспособность зависят от технического обеспечения — и это именно то, над чем нужно активно работать.

— Как обеспечить рост и конкурентоспособность госстивидора на фоне частных операторов, с которыми приходится конкурировать в порту Пивденный? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Главное условие — деньги, которые остаются у государственного предприятия после уплаты налогов и выплаты заработных плат. Эти средства мы обязаны направлять на развитие: на закупку нового оборудования, обновление технологий. У нас есть два плана развития — краткосрочный и долгосрочный. И каждый из них требует прежде всего стабильного финансирования. Мы ожидаем снижения уровня отчисления дивидендов до 30%, это поможет нам увеличить инвестиции в обновление инфраструктуры и выйти на совершенно другие показатели работы.

Без этого конкурировать с частными компаниями очень сложно. Глобализация требует грузить и принимать суда с большим дедвейтом и с большей скоростью, но для этого нужно инвестировать в оборудование. Если мы сегодня грузим судно класса Capesize 5 дней, то частные терминалы делают это за полтора-два дня. 

Цель моя и министерства в том, чтобы обновить производственные мощности и внедрить новые технологии, модернизировать устаревшее оборудование — за счет этого мы сможем быть более конкурентны. За год-два сможем вдвое увеличить норму погрузки в порту, а еще через два года — грузить в сутки 100-120 тыс. т, как это сейчас делают частники. Тогда мы будем конкурентны и востребованы.

— Расскажите о ближайших инвестиционных планах? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Мы видим дальнейшее развитие в реализации проектов перспективного развития перегрузочных мощностей. В первую очередь — в строительстве нового экспортного терминала. Предусмотрена закупка судопогрузочной машины с нормой обработки 7 тыс. т грузов в час, нового вагоноопрокидывателя с нормой не менее 30 вагонов в час и новых конвейерных линий. Все это позволит нам грузить более 100 тыс. т в сутки и, как результат, обрабатывать более 20 млн т экспортного груза в год. Ориентировочная стоимость реконструкции экспортного перегрузочного комплекса составляет 1,3 млрд грн. Проект сейчас на стадии обсуждения, следующим шагом будет разработка технико-экономического обоснования. Рассчитываем, что от начала проектирования до введения комплекса в эксплуатацию пройдет 3-4 года. 

Что касается импорта, то, несмотря на то, что в структуре грузооборота он составляет около 10%, мы планируем строительство перегрузочного комплекса импортных грузов. Это позволит увеличить объем обработки с 1,2 млн т в год до 5 млн т. Уже есть проект склада на специально выделенной территории, согласно которому груз сразу будет направляться на верхние складские площади, а причальные склады будут под экспорт и транзит. Вскоре мы планируем заказать несколько мощных кранов, которые уже сегодня могут помочь увеличить норму перевалки до 80 тыс. т в сутки. Тогда как сейчас эта норма составляет 35-40 тыс. т в сутки. 

Реализация этих двух проектов даст нам возможность увеличить мощности порта до 25 млн т в год, что позволит привлекать новые грузопотоки.

— Где вы возьмете столько денег? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

У нас есть достаточно средств на счетах, поэтому мы рассчитываем только на свои возможности. Привлечение кредитов мы не рассматриваем. Ежегодное инвестирование может составить порядка 500 млн грн в год.

— Не будет ли лучшим решением для госпредприятия концессия? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Я считаю, что решение о передаче портов в концессию — правильное, если они показывают отрицательные финансовые результаты. Безусловно, нужно исходить из перспектив каждого конкретного предприятия. Здесь нужно дифференцировать — те порты, которые сегодня, к сожалению, генерируют убытки, недостаточно загружены, не имеют потенциала к обновлению — конечно, нужно передавать в концессию. Частная компания, которая придет, во-первых, с инвестициями и, во-вторых, с грузами — позволит предприятию выйти из такого состояния. Уже есть 2 госстивидора, находящихся на стадии передачи в концессию — это “Херсон‟ и “Ольвия‟. И совсем скоро мы увидим первые результаты такого подхода. 

Необходимо проводить анализ плюсов и минусов такого решения — это опыт, который министерство осваивает и изучает. Государство такой же собственник, как и любой другой субъект, и должно эффективно управлять своими активами. Даже если это делается для того, чтобы в будущем реализовать этот актив, но уже по самой высокой цене.

Но есть большие стратегические предприятия, которые показывают положительную динамику грузооборота и финансовых показателей. Они, несомненно, должны оставаться в государственной собственности. Порту нужно дать больше возможностей инвестировать — это вопрос размера выплаты дивидендов, уменьшения определенных бюрократических ограничений. Такие предприятия необходимо максимально капитализировать и повышать их эффективность.

— В Турции много говорят о строительстве Стамбульского канала, как альтернативы Босфору. В случае реализации такого проекта, он может принести выгоду порту Пивденный и его операторам? 

Александр Олейник, директор ГП “МТП “Южный‟

Стамбульский канал — стимул для развития порта. Глобализация подталкивает к совершенствованию технологий и удешевлению услуг. Мы должны быть готовы конкурировать с Турцией, Румынией, другим портами Черного моря.

Турция пришла к решению построить канал “Стамбул‟ в связи с увеличением количества проходов и, взвесив возможные риски. Главная цель — разгрузить Босфор, в котором нередко происходят внештатные ситуации. Новый канал будет таким же мощным и сможет пропускать суда с дедвейтом более 300 тыс. т. Чтобы порт Пивденный смог принимать такие суда, необходимо проводить дноуглубительные работы. У МТП “Южный‟ есть причалы, которые уже принимают суда дедвейтом 200 тыс. т. — это 5 и 6. У причала 7 в будущем можно будет обрабатывать суда дедвейтом более 300 тыс. т после проведения дноуглубительных работ. Здесь есть колоссальные перспективы. Но чтобы их реализовать, повторюсь, требуется обновление перегрузочных мощностей.

Напомним, ГП “Морской торговый порт “Южный‟ отметило 43 года со дня основания. Поздравить коллектив в рамках рабочего визита по Одесской области, приехал глава ВР Украины Дмитрий Разумков.

  • Печать
Будьте в курсе с “ЮЖНЫЙ ОКРУГ” – подписывайтесь на наш канал в Telegram
Олег Кутателадзе поздравил работников ОПЗ с 45-летием предприятия и Днём химика20:00
29 мая
Олег Кутателадзе: продажа российского аммиака на ОПЗ устранила риски техногенной катастрофы13:48
10 мар
Южненський міський голова не допустив на чергову сесію ради депутата — військовослужбовицю (фото)17:35
17 фев
В с. Сичавка Южненської ОТГ реалізують вугільні брикети для твердопаливних котлів (відео)08:33
06 фев
Підприємець із Южненської ОТГ організував виробництво вугільних брикетів (фото)21:00
27 янв
Предприниматель из Южненской ОТГ организовал производство угольных брикетов (видео)17:37
26 янв
Представители ОО “Моє місто Южне‟ готовят полевую кухню для жителей Южненской громады17:39
22 дек
Угольные брикеты для твердотопливных котлов00:59
01 дек
“Моє місто Южне‟: три доби без світла, але ми українці, ми допомагаємо один одному і підтримуємо, як можемо!23:24
21 ноя
Депутат Южненского горсовета приобрел для местной ТрО квадрокоптер (фотофакт)15:45
12 сен
В Южненской ОТГ решают проблему ОСМД по ул. Иванова, 24 (фото)13:56
02 сен
В Южненской ОТГ решают проблему ОСМД по ул. Иванова, 24 (видео)11:24
01 сен
Руководство сычавского детсада “Барвинок‟ готовит учреждение к новому учебному году (фото)23:45
28 авг
Работники КП “Южненское побережье‟ расчищают пруд в Сычавке (фото)23:29
28 авг
Руководство сычавского детсада “Барвинок‟ готовит учреждение к новому учебному году (видео)17:27
27 авг
Олег Кутателадзе поздравил жителей Южненской громады с Днем Независимости17:31
24 авг
Работники КП “Южненское побережье‟ расчищают пруд в Сычавке (видео)00:30
20 авг
В Южном депутаты согласовали два решения о работе КП “ЮТКЭ‟15:16
18 авг
В Южном изменилось расписание 68-го маршрута “Южный — Одесса‟14:47
18 авг
Южненская ОТГ: родители новорожденных детей могут получить помощь от БФ “Олімпійське коло‟ (фото)19:18
02 авг
Южненская ОТГ: родители новорожденных детей могут получить помощь от БФ “Олімпійське коло‟ (видео)18:36
01 авг