На строительстве Одесского припортового завода было трудно. “Рабочая газета‟, рассказывая о передовой бригаде из СУ-428 “Черноморгидростроя‟, приводила примеры того, как Борису Коваленко приходилось не просто организовывать работу вверенного коллектива, но и решать дополнительные задачи. То материалы “выбивать‟, то затерянную в управлении хозрасчетную документацию разыскивать, то в третью смену бригаду выводить и лично браться за самое трудное и ответственное. Бывало и сложнее. Когда возникла угроза срыва работ на кабельной эстакаде, бригадир первый вошел в холодную воду. За бригадиром пошли все 35 человек. Работали в воде и сделали все возможное, чтобы спасти котлован от разрушения. А еще у Бориса Коваленко был “конек‟ — рационализаторство. На 206 корпусе бригада Коваленко внедрила рацпредложение. Сложную работу по перекрытию упростили, убрав две лишние колонны. Сэкономили время и материалы. Также не стали делать стаканы под колонны, так как это ничего не дает. В результате — большой экономический эффект.
И вот при таких невероятных нагрузках ударники гремевшей на весь Союз стройки испытывали нужду, не поверите, … в глотке воды.
Неунывающий Борис Коваленко в интервью вынужден был жаловаться на отсутствие элементарного.
Борис Коваленко, бригадир комплексной бригады СУ-428 треста “Черноморгидрострой‟, “Рабочая газета‟ № 28 от 16 июля 1978 года (архив музея города Южного)
Наша бригада работает сейчас на одном из пусковых объектов, готовим к сдаче электрокабельную эстакаду. Время горячее — каждая рабочая минута на счету. Чтобы обеспечить бесперебойную работу участка, работаем в три смены. Однако есть проблемы, которые мы сами решить никак не можем.
За глотком воды приходится бежать или в столовую № 2, которая находится в километре от рабочего места, или к бочке с квасом. Но столовая работает только с 12-ти до 14-ти, а у бочки с квасом всегда большая очередь. Вот и приходится убивать сэкономленное время на воду. О том, чтобы после работы можно было умыться, мы уже и мечтать перестали.
На острые сигналы в СМИ в те времена принято было реагировать. А тем более в случае, если проблему поднимает такой уважаемый бригадир. Подшивка “Рабочей газеты‟ в музее неполная, поэтому реакцию на критику найти не удалось. Но есть ответ на критический материал под заголовком “Увязли в сметане‟: недостатки устранены. Если со сметаной разобрались, то и с поставки воды для строителей наверняка улучшили.
Напомним, в новогоднюю ночь из всех щелей южненской многоэтажки потянуло холодом. Но новоселы не растерялись: сожгли в топке все, что под руку попало, в том числе и деревянный забор.
Татьяна Ерошенко-Афанасьева, директор музея города Южного.